Учет разнообразия детства в период подготовки ребенка к школе

30 Апр 2014, Автор: admin

В настоящее время наблюдаются прогрессивные тенденции в развитии дошкольного образования. Это прежде всего связа­но с появлением значимого документа — Федеральный государ­ственный образовательный стандарт дошкольного образования. Один из важных принципов данного документа явля­ется принцип поддержки разнообразия детства, исключающий его унификацию.

Разные категории детей, с разной спецификой детства под­ходят к школьному порогу с равными возможностями. Речь идет о полярных видах детства: дети с признаками одаренности и дети с задержкой психического развития, дети-спортсмены и дети с ограниченными образовательными возможностями, дети из мно­годетных семей и дети-сироты, дети из благополучных семей и дети эмигрантов. Важно признать одно — детство неповторимо, в этот период формируется личность, закладываются предпосыл­ки духовно-творческой самореализации. От признания ценности детства как периода отражения всей последующей жизни, от ка­чества поддержки детей с их особенностями и ситуацией их жиз­ни (место проживания, состав семьи, физическое и психическое здоровье, индивидуальные особенности), зависит и потенциал государства. Принцип поддержки разнообразия детства, обозна­ченный в стандарте, обеспечивает сопровождение, поддержку и развитие всех детей, исключая при подготовке к школе «акселе­рацию детства».

Рассмотрим одну из актуальных проблем поддержки детства — стартовые возможности поступления в школу детей разных кате­горий. Адаптация детей эмигрантов — сложный процесс, благо­даря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой. Мигрант синтезирует обе культуры, будучи их связующим звеном. Для этого необходимо психологи­ческое сопровождение интеграции и социокультурной адаптации детей эмигрантов, что обеспечит погружение в иную культуру и приобретение качеств, свойственных представителям новой культуры с опорой на родные культурные ценности. Дети эми­грантов оказались в наиболее сложном положении при подго­товке к школе, так как они столкнулись с новой речевой средой. Поддержка детей эмигрантов в новой языковой среде состоит в первую очередь в доброжелательности со стороны детей и всего персонала ДОО. Включение ребенка во взаимодействие с деть­ми в игре, труде, режимных моментах, сопровождая эти отноше­ния комментариями, одобрением, предложением взаимопомощи. В рамках подготовки к школе в данном случае нет возможности развивать лексико-грамматические и фонетико-фонематические Умения, важнее уделить внимание освоению лексики бытового жанра и развитию диалогической и монологической речи буду­щих иноязычных первоклассников. Овладение лексикой основ­ных образовательных областей и способность контактировать с Русскоязычными сверстниками будет идеальным конечным ре­зультатом в подготовке к школе детей эмигрантов.

Также популярной становится работа по подготовке к обу­чению в школе с детьми с признаками одаренности. Эти дети не видят детства, в связи с тем, что родители, признавая их ис­ключительность, создают переизбыток развивающей среды, не оставив времени на свободную деятельность. Стартовые возмож­ности готовности детей к обучению в школе детей с признака­ми одаренности не всегда помогают им в учебной деятельности. Натасканность детей в знаниях еще не гарантирует успешности в учебе. Поэтому поддержка детей с признаками одаренности в подготовке к школе состоит в сопровождении их по индивиду­альным программам развития, не нарушая концепции их дет­ства, а именно: гармонизация интеллектуального, творческого, физического, эмоционального развития, учитывая область не-насыщаемой потребности в каком-либо (вид одаренности) виде деятельности.

Дети с ограниченными образовательными возможностями не имеют зачастую возможности посещать образовательное учреж­дение, так как современный детский сад не отвечает требовани­ям сопровождения инклюзивного образования. Поэтому дети с ограниченными образовательными возможностями в основном проходят подготовку к обучению в домашних условиях за счет гувернеров, самих родителей по индивидуальной программе или детских садах компенсирующего вида. Здесь учитывается и ре­жимный момент, связанный с посещением медицинских кон­сультаций, лечебно-профилактических процедур. Сегодня соз­даются социальные реабилитационные проекты помощи детям, помогающие воспринимать себя как члена всего социума, а не его части, со­стоящей исключительно из людей с ограниченными возможно­стями. Поддержка детей и сопровождение подготовки их к школе направлена в первую очередь на создание условий для обеспече­ния полноценного общения с нормально развивающимися свер­стниками. Длительное пребывание в коллективе с постоянным составом воспитанников группы помогает преодолению чувства неуверенности и малой значимости детей с ограниченными обра­зовательными возможностями. Таким образом, внедрение в мас­совый детский сад программ и проектов по подготовке к школе подготовки детей, имеющих разный уровень здоровья, обеспечит детям с ограниченными возможностями равный старт и социали­зацию к условиям общеобразовательной школы.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, получают образо­вание в детских домах или приемных семьях. В подготовке к обу­чению в школе детей данной категории на первый план выходит не количество и качество ЗУНов, а формирование привязанно­сти как первого социального отношения, оказывающего решаю­щее воздействие на отношение ребенка к окружающим людям и миру. От этого напрямую зависит будет ли ребенок испытывать доверие к миру, воспринимать его как безопасное, подходящее для жизни место. Говоря об интеллекте детей-сирот, важно отме­тить, что исследования общего коэффициента интеллекта у вос­питанников детских домов соответствует возрастной норме. При этом нормальном в целом уровне интеллекта он полностью не используется воспитанниками ни в дальнейшей учебе, ни даже в жизни. Жизнь в детском учреждении закрытого типа устрое­на так, что она не требует со стороны воспитанников особых интеллектуальных усилий, что в итоге это приводит к интеллек­туальной пассивности в школе и в жизни. Поэтому содействие подготовки детей-сирот к школе — это формирование базового доверия к миру, активизация интеллектуальных способностей, развитие предпосылок к учебной самостоятельности. Данная ка­тегория воспитанников в большей степени нуждается в актуали­зации ценности детства, его проживания, а не раннего взросле­ния в социуме, где их не ждут.

Из приведенных выше доводов, мы видим, что каждая из пе­речисленных категорий детей, нуждается в переосмыслении особенностей и ценностей полноценного детства, дающего равные стартовые возможности обучения в школе всем детям. Кроме того важно направлять усилия на то, чтобы изменить мнение лю­дей о категории детей эмигрантов, детей с ограниченными воз­можностями, как несоциализированных, неспособных, больных и несчастных. В первую очередь необходимо научить родителей и воспитателей таких детей, смотреть на ребенка с определенным потенциалом. Создавать условия для ребенка, обеспечивающие переживание своей собственной значимости, возможности лич­ности показать себя миру через продукты творчества. Итак, залог успеха подготовки разных категорий детей к обучению в школе мы видим в поддержке стремлений ребенка к саморазвитию и самореализации, в отсутствии страхов у ребенка перед социумом, в доверии к окружающим.

Интернет-магазин «SHOCK» предлагает доступные по цене и разнообразные смесители и мойки немецкой компании Shock. Здесь для Вас не только привычные модели, но и такой вариант как угловая мойка для кухни, которая органично впишется в пространство небольшой кухни, обеспечит комфорт и функциональность.

По научно-исследовательским материалам И.Е. Емельяновой