Ознакомление дошкольников с ценностями культуры средствами художественной лепки
19 Авг 2013, Автор: adminПредлагаем Вашему вниманию опыт работы Марковской С.В., воспитателя МДОУ «Центр развития ребенка №56 «Малыш» г. Мытищи Московской области.
Четвертый год при детском саде № 56 работает кружок «Лепная сказка». Основной акцент на занятиях делается на знакомстве ребенка с ценностями русской культуры путем приобщения их средствами художественной лепки к волшебному миру русских народных сказок и традиционной русской игрушки.
В ходе кружковых занятий нами решаются следующие задачи:
— знакомить детей с народными художественными промыслами;
— помогать им освоить основные способы лепки (пластический, комбинированный, конструктивный), учить приемам обработки глины и изготовления игрушек, а после сушки и обжига — их декоративной росписи;
— развивать мелкую моторику;
— в ходе придумывания сказок и создания сказочных персонажей развивать образное мышление детей, их воображение и эмоциональную сферу;
— формировать художественный вкус детей;
— воспитывать уважение к духовным и нравственным ценностям, культуре русского народа.
Известно, что художественная лепка из глины действует успокаивающе. Работая с глиной, возбужденный ребенок находит выход своим чувствам, неуверенный в себе учится контролировать ситуацию, непоседливым глина помогает научиться сосредоточенности.
В настоящее время большую популярность как материал для лепки приобретает полимерная глина. Это пластическая масса, по внешнему виду напоминающая пластилин, удобная в работе и ярко окрашенная. Пожалуй, единственным ее недостатком является высокая цена.
Для занятий мы приобретаем готовую белую или голубую глину в брикетах или в виде порошка. Белая глина, каолин, очень пластична, ее удобно заранее окрашивать в яркие цвета сухими красками, не меняющими цвет при обжиге. Однако крупные поделки из такой глины сильно сжимаются и трескаются при сушке, поэтому их не рекомендуется обжигать. Для уменьшения жирности белой глины в нее можно добавить мелкую соль «Экстра».
В любом случае, подготовленная к работе глина должна быть хорошо выдержана, что делает ее более пластичной. В нашем саду нет муфельной печи, поэтому мы сушим поделки в обычном духовом шкафу в течение 4-7 часов. Так как температура обжига при этом не слишком высокая, в глину для большей прочности можно добавлять до 13% мела или пищевой соды, что уменьшает температуру спекания глины.
Если поделки из глины не рассчитаны на быструю сушку, пластичность массы можно увеличить, добавляя глицерин до тех пор, пока глина не перестанет липнуть к рукам. При этом глина приобретает свойства пластилина.
Для окраски поделок мы используем акриловые краски. Готовые изделия покрываем лаком.
Лепку начинаем с самых простых вещей: овощи, фрукты, листья, домашние животные. Лепить следует из цельного куска пальцами обеих рук. Сначала дети стараются придать глине общую форму предмета. Вылепив основу формы, приступают к прорисовке деталей, используя при этом различные стеки. Рельеф, при необходимости, создается с помощью стеки, расчески, кончика шариковой ручки, продавливанием глины через рельефную ткань.
Дети любят украшать свои поделки бисером, бусинами, природным материалом, охотно соединяя различные материалы в единую композицию. Так, при лепке кораблей мы использовали деревянные палочки для мачт и мелованную цветную бумагу для парусов.
Важной частью работы кружка «Лепим сказку» является сочинение сказочных историй. Сначала вместе с детьми мы рисуем карту волшебной страны. К этому возрасту (старшая группа) дети знакомы не только с русскими народными, но и многими литературными сказками, имеют представление о структуре сказки, ее отличиях от реалистического рассказа.
Сообща мы выбираем главных героев, затем дети по очереди продолжают сказку до тех пор, пока сюжетный конфликт не будет разрешен. Руководитель кружка при этом старается не вмешиваться без необходимости в творческую деятельность детей.
Записанную сказку снова прослушивают и по ней делают эскизы. И лишь после этого дети лепят сказочных героев, из папье-маше изготавливают, если это необходимо по сюжету, волшебный замок, избушку бабы Яги и прочие элементы декорации. Сказка оформляется в виде макета и находится в свободном доступе для детей: вне занятий они с удовольствием продолжают играть с полюбившимися героями.
Вот одна из придуманных детьми вместе с руководителем кружка сказок и вылепленные ими герои сказки.
Заколдованный драконНачинает рассказывать сказку мальчик {6 лет):
— В маленьком домике на краю леса жила-была девочка Валя со своими родителями.
У нее был свой секрет, о котором никто в мире не знал: Валя дружила с драконом, который жил в пещере в самой чаще леса. Никто не догадывался, что в этом лесу есть дракон.
Дракон был совсем не злой. Он любил, когда Валя чесала ему спинку. А еще он любил конфеты и булочки, которые девочка ему приносила.
Однажды, когда Валя играла одна во дворе, к ней подошел красивый кот и сразу заговорил человеческим голосом. Он сказал, что дракон очень болен, у него болит живот, потому что он съел по ошибке ядовитые грибы.
Валя сразу бросила своих кукол и побежала за котиком в лес.
В глубине леса на поляне лежал дракон. Он тихо стонал от боли. Рядом с драконом сидел медведь, который его жалел и отгонял от него комаров.
Сказку продолжает мальчик (5,5 лет):
— Валя хотела пойти в аптеку и купить лекарство от боли в животе, но медведь сказал, что это не поможет, потому что лекарства делают для людей, а не для драконов.
Тогда кот поймал мышонка и не отпускал его до тех пор, пока не пришла его мама — королева мышей, и сказала, что сделает все, лишь бы кот отпустил малыша.
Они спросили у королевы мышей, как спасти дракона, и она ответила, что это может сделать только добрая фея, которая живет в волшебном замке за рекой.
Котик отпустил мышонка и вместе с Валей отправился искать замок доброй феи. Они дошли до реки, но не знали, как перебраться на другой берег, потому что не умели плавать.
Тут на дерево рядом с ними опустилась Жар-Птица. Валя попросила ее помочь, и птица велела им сесть к ней на спину и держаться покрепче. В одну минуту она перелетела через реку и приземлилась на другом берегу.
Далее рассказывает девочка (6 лет):
— Валя поблагодарила Жар-Птицу, и они пошли дальше. Скоро путешественники увидели прекрасный замок феи.
Но его охраняла злая собака. Когда Валя рассказала ей, зачем они пришли, пес тут же перестал рычать и повел их прямо к фее.
Фея выслушала рассказ Вали и задумалась. У нее не было подходящего лекарства для дракона. Но она вспомнила, что далеко за морем, на Банановом острове, живет ее старшая сестра, у которой наверняка есть нужное лекарство.
Заканчивает сказку девочка (6 лет): — Фея произнесла заклинание, и по реке поплыли большие парусные корабли. Пес запрыгнул на один из кораблей, фея произнесла еще одно заклинание, чтобы подул сильный ветер, — и корабли исчезли. Они плыли так быстро, что Валя даже не успела попробовать все пирожные, которыми ее угостила добрая фея.
Вот корабли приплыли обратно. Они привезли большой кувшин с лекарством для дракона. Вместе с матросами на землю спрыгнул пес. Но теперь он стал фиолетовым, потому что побывал на Банановом острове.
Потом фея произнесла последнее заклинание, и Валя с котиком оказались на поляне, где лежал больной дракон. Они напоили дракона лекарством, и случилось чудо: дракон не только выздоровел, но и превратился в прекрасного принца.
Потом принц и Валя поженились. Они пригласили на свадьбу добрую фею и всех лесных зверей.
По материалам журнала «Творчество в детском саду» (№1/2011)
Увлекательным занятием и средством развития творческих способностей и воображения у детей и взрослых станут разнообразные поделки своими руками. Сайт «Креатифф на дому» предлагает различные варианты организации домашнего творчества, мастер-классы по созданию интересных поделок и элементов декора, интервью с мастерами.