Ознакомление дошкольников с ценностями культуры средствами художественной лепки

19 Авг 2013, Автор: admin

Предлагаем Вашему вниманию опыт работы Марковской С.В., воспитателя МДОУ «Центр развития ребенка №56 «Малыш» г. Мытищи Московской области.

Четвертый год при детском саде № 56 рабо­тает кружок «Лепная сказка». Основной акцент на занятиях делается на знакомстве ребенка с ценностями русской культуры путем приоб­щения их средствами художественной лепки к волшебному миру русских народных сказок и традиционной русской игрушки.

В ходе кружковых занятий нами решаются следующие задачи:

— знакомить детей с народными художест­венными промыслами;

— помогать им освоить основные способы лепки  (пластический,  комбинированный, конструктивный),   учить   приемам   обра­ботки глины и изготовления игрушек, а после сушки и обжига — их декоративной росписи;

— развивать мелкую моторику;

— в ходе придумывания сказок и создания сказочных персонажей развивать образное мышление детей, их воображение и эмоцио­нальную сферу;

— формировать художественный вкус детей;

— воспитывать уважение к духовным и нрав­ственным ценностям,  культуре русского народа.

Известно, что художественная лепка из глины действует успокаивающе. Работая с глиной, возбужден­ный ребенок находит выход своим чувствам, неуверенный в себе учится контролировать ситуацию, непоседливым глина помогает на­учиться сосредоточенности.

В настоящее время большую популярность как материал для лепки приобретает полимер­ная глина. Это пластическая масса, по внеш­нему виду напоминающая пластилин, удобная в работе и ярко окрашенная. Пожалуй, единст­венным ее недостатком является высокая цена.

Для занятий мы приобретаем готовую белую или голубую глину в брикетах или в виде порошка. Белая глина, каолин, очень пла­стична, ее удобно заранее окрашивать в яркие цвета сухими красками, не меняющими цвет при обжиге. Однако крупные поделки из такой глины сильно сжимаются и трескаются при сушке, поэтому их не рекомендуется обжигать. Для уменьшения жирности белой глины в нее можно добавить мелкую соль «Экстра».

В любом случае, подготовленная к работе глина должна быть хорошо выдержана, что делает ее более пластичной. В нашем саду нет муфельной печи, поэтому мы сушим поделки в обычном духовом шкафу в течение 4-7 часов. Так как температура обжига при этом не слиш­ком высокая, в глину для большей прочности можно добавлять до 13% мела или пищевой соды, что уменьшает температуру спекания глины.

Если поделки из глины не рассчитаны на быструю сушку, пластичность массы можно увеличить, добавляя глицерин до тех пор, пока глина не перестанет липнуть к рукам. При этом глина приобретает свойства пластилина.

Для окраски поделок мы используем акри­ловые краски. Готовые изделия покрываем лаком.

Лепку начинаем с самых простых вещей: овощи, фрукты, листья, домашние животные. Лепить следует из цельного куска пальцами обеих рук. Сначала дети стараются придать глине общую форму предмета. Вылепив основу формы, приступают к прорисовке деталей, используя при этом различные стеки. Рельеф, при необходимости, создается с помощью стеки, расчески, кончика шариковой ручки, продавливанием глины через рельефную ткань.

Дети любят украшать свои поделки бисе­ром, бусинами, природным материалом, охотно соединяя различные материалы в единую ком­позицию. Так, при лепке кораблей мы исполь­зовали деревянные палочки для мачт и мело­ванную цветную бумагу для парусов.

Важной частью работы кружка «Лепим сказку» является сочине­ние сказочных историй. Сначала вместе с детьми мы рисуем карту волшебной страны. К этому воз­расту (старшая группа) дети знакомы не только с русскими народными, но и многими литера­турными сказками, имеют пред­ставление о структуре сказки, ее отличиях от реалистического рас­сказа.

Сообща мы выбираем главных героев, затем дети по очереди продолжают сказку до тех пор, пока сюжетный конфликт не будет разрешен. Руководитель кружка при этом старается не вмешиваться без необходи­мости в творческую деятельность детей.

Записанную сказку снова прослушивают и по ней делают эскизы. И лишь после этого дети лепят сказочных героев, из папье-маше изго­тавливают, если это необходимо по сюжету, волшебный замок, избушку бабы Яги и прочие элементы декорации. Сказка оформляется в виде макета и находится в свободном доступе для детей: вне занятий они с удовольствием про­должают играть с полюбившимися героями.

Вот одна из придуманных детьми вместе с руководителем кружка сказок и вылепленные ими герои сказки.

Заколдованный драконНачинает рассказывать сказку мальчик {6 лет):

В маленьком домике на краю леса жила-была девочка Валя со своими родителями.

У нее был свой секрет, о котором никто в мире не знал: Валя дружила с драконом, который жил в пещере в самой чаще леса. Никто не догадывался, что в этом лесу есть дракон.

Дракон был совсем не злой. Он любил, когда Валя чесала ему спинку. А еще он любил конфеты и булочки, которые девочка ему при­носила.

 

 

Однажды, когда Валя играла одна во дворе, к ней подошел красивый кот и сразу заговорил человеческим голосом. Он сказал, что дракон очень болен, у него болит живот, потому что он съел по ошибке ядовитые грибы.

 

Валя сразу бросила своих кукол и побежала за котиком в лес.

В глубине леса на поляне лежал дракон. Он тихо стонал от боли. Рядом с драконом сидел медведь, который его жалел и отгонял от него комаров.

Сказку продолжает мальчик (5,5 лет):

—   Валя хотела пойти в аптеку и купить лекарство от боли в животе, но медведь ска­зал, что это не поможет, потому что лекарства делают для людей, а не для драконов.

Тогда кот поймал мышонка и не отпускал его до тех пор, пока не пришла его мама — королева мышей, и сказала, что сделает все, лишь бы кот отпустил малыша.

Они спросили у королевы мышей, как спасти дракона, и она ответила, что это может сделать только добрая фея, которая живет в волшебном замке за рекой.

Котик отпустил мышонка и вместе с Валей отправился искать замок доброй феи. Они до­шли до реки, но не знали, как перебраться на другой берег, потому что не умели плавать.

Тут на дерево рядом с ними опустилась Жар-Птица. Валя попросила ее помочь, и птица велела им сесть к ней на спину и держаться покрепче. В одну минуту она перелетела через реку и приземлилась на другом берегу.

Далее рассказывает девочка (6 лет):

—   Валя поблагодарила Жар-Птицу, и они  пошли дальше. Скоро путешественники уви­дели прекрасный замок феи.

Но его охраняла злая собака. Когда Валя рассказала ей, зачем они пришли, пес тут же пере­стал рычать и повел их прямо к фее.

Фея выслушала рассказ Вали и задумалась. У нее не было под­ходящего лекарства для дракона. Но она вспомнила, что далеко за морем, на Банановом острове, живет ее старшая сестра, у которой наверняка есть нуж­ное лекарство.

Заканчивает сказку девочка (6 лет): Фея произнесла заклинание, и по реке поплыли большие парусные корабли. Пес за­прыгнул на один из кораблей, фея произнесла еще одно заклинание, чтобы подул сильный ветер, — и корабли исчезли. Они плыли так быстро, что Валя даже не успела попробовать все пирожные, которыми ее угостила добрая фея.

Вот корабли приплыли обратно. Они при­везли большой кувшин с лекарством для дра­кона. Вместе с матросами на землю спрыгнул пес. Но теперь он стал фиолетовым, потому что побывал на Банановом острове.

Потом фея произнесла по­следнее заклинание, и Валя с котиком оказались на поляне, где лежал больной дракон. Они напоили дракона лекар­ством, и случилось чудо: дракон не только выздоровел, но и пре­вратился в прекрасного принца.

Потом принц и Валя пожени­лись. Они пригласили на свадьбу добрую фею и всех лесных зве­рей.

По материалам журнала «Творчество в детском саду» (№1/2011)

Увлекательным занятием и средством развития творческих способностей и воображения у детей и взрослых станут разнообразные  поделки своими руками. Сайт «Креатифф на дому» предлагает различные варианты организации домашнего творчества, мастер-классы по созданию интересных поделок и элементов декора, интервью с мастерами.