Социокультурное развитие детей в творческом музицировании. Статья 1.
07 Окт 2012, Автор: adminОдним из ведущих направлений современной российской образовательной политики является привлечение ресурсов художественной деятельности в целях развития личностных качеств детей. В связи с этим актуализируется разработка приемов организации творческого музицирования детей как способа активизации социокультурного развития личности, ее креативности как основы психологического здоровья и самоактуализации.
Возможности творческого музицирования в развитии личностных качеств детей глубоко осознаются современными педагогами. Не случайно появление в наши дни множества авторских методических разработок и инновационных программ для начального этапа музыкального обучения: «Танцевально-игровая гимнастика», «Музыкальная сказкотерапия», «Игровой музыкальный фольклор», «Музыкальная театрализация», «Логоритмика», «Музыкальная моторика» и множества других, в которых музыка выступает не только целью обучения, но и средством в развитии самых различных качеств личности ребенка.
Вместе с тем идеи личностного развития и самореализации ребенка средствами творческого музицирования остаются до конца не решенными, не имеющими достаточного уровня общепедагогического и методического обеспечения. Педагоги школ искусств, как правило, обладают высоким уровнем специального музыкального образования, богатейшим опытом работы в традиционной академической модели музыкального обучения, направленной на решение специальных задач: обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. При этом уровень подготовки педагогов-музыкантов в сфере общей психолого-педагогической образованности в большинстве случаев оказывается недостаточным для того, чтобы переключиться в иную образовательную ситуацию, где музыка рассматривается как воспитательное средство, где необходимо выстраивать индивидуальную траекторию личностного развития ребенка через различные формы активного музицирования. Приемы включения детей в музицирование как в действительно творческий процесс, близкий по своему духу игре, осваиваются в практике работы по большей степени интуитивно. Назрела необходимость в целенаправленной методической подготовке педагогов к организации детского музицирования, владению методами арттерапии и образно-игрового воспитательного взаимодействия с детьми, направленных на социокультурное развитие личности.
Такие приемы содержат в себе явления художественной практики современности. Полагаем, что это — богатейший и почти не разработанный музыкальной педагогикой пласт, содержащий широкий арсенал приемов и техник, пригодных в качестве творческих идей для организации творческого музицирования детей.
Прежде всего, отметим дух игры, экспериментаторства, творческого поиска, пронизывающий авангардные музыкальные направления: неофольклоризм, футуризм, дадаизм, конкретная музыка, сонористика и др. Художник предстает в этих направлениях деятельным исследователем окружающего мира, в котором его интересуют любые детали и подробности, в котором он может «переставлять», комбинировать и по-своему переиначивать любые «вещи» и явления.
Сам этот игровой, изобретательский подход к созданию произведения искусства и пониманию творческой деятельности близок природе детской игры, в которой ребенок познает мир и свои возможности в этом мире. В игре ребенок наделяет все окружающие его предметы собственными смыслами, создает с помощью воображения собственную картину мира, в которой многие привычные для взрослого вещи предстают в парадоксальной интерпретации. Духом подобного «ребячества» пронизаны, например, произведения Э. Сати с пародийными названиями: «Прелюд в виде коврика», «Три пьесы в форме груши», «Три подлинные дряблые прелюдии для собак», «Неаппетитный хорал», «Арии, от которых все бегут» и т.д. Подобные музыкально-поэтические идеи могут быть использованы при организации детского музицирования. В них выражается сама суть устной музыкальной традиции, в которой важен процесс творческого игрового общения с окружающим миром, а не результат в качестве сотворения высокохудожетвеного шедевра, воплощающего в себе идеальные образы мира.
По научно-исследовательским материалам Н.Г. Куприной