Социокультурное развитие детей в творческом музицировании. Статья 1.

07 Окт 2012, Автор: admin

Одним из ведущих направлений современной российской образо­вательной политики является привлечение ресурсов художественной де­ятельности в целях развития личностных качеств детей. В связи с этим актуализируется разработка приемов организации творческого музициро­вания детей как способа активизации социокультурного развития личнос­ти, ее креативности как основы психологического здоровья и самоактуа­лизации.

Возможности творческого музицирования в развитии личностных качеств детей глубоко осознаются современными педагогами. Не случай­но появление в наши дни множества авторских методических разработок и инновационных программ для начального этапа музыкального обуче­ния: «Танцевально-игровая гимнастика», «Музыкальная сказкотерапия», «Игровой музыкальный фольклор», «Музыкальная театрализация», «Логоритмика», «Музыкальная моторика» и множества других, в которых музы­ка выступает не только целью обучения, но и средством в развитии самых различных качеств личности ребенка.

Вместе с тем идеи личностного развития и самореализации ребен­ка средствами творческого музицирования остаются до конца не решен­ными, не имеющими достаточного уровня общепедагогического и мето­дического обеспечения. Педагоги школ искусств, как правило, обладают высоким уровнем специального музыкального образования, богатейшим опытом работы в традиционной академической модели музыкального обучения, направленной на решение специальных задач: обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. При этом уровень под­готовки педагогов-музыкантов в сфере общей психолого-педагогической образованности в большинстве случаев оказывается недостаточным для того, чтобы переключиться в иную образовательную ситуацию, где музы­ка рассматривается как воспитательное средство, где необходимо выстра­ивать индивидуальную траекторию личностного развития ребенка через различные формы активного музицирования. Приемы включения детей в музицирование как в действительно творческий процесс, близкий по свое­му духу игре, осваиваются в практике работы по большей степени интуи­тивно. Назрела необходимость в целенаправленной методической подго­товке педагогов к организации детского музицирования, владению мето­дами арттерапии и образно-игрового воспитательного взаимодействия с детьми, направленных на социокультурное развитие личности.

Такие приемы содержат в себе явления художественной практики современности. Полагаем, что это — богатейший и почти не разработан­ный музыкальной педагогикой пласт, содержащий широкий арсенал при­емов и техник, пригодных в качестве творческих идей для организации творческого музицирования детей.

Прежде всего, отметим дух игры, экспериментаторства, творчес­кого поиска, пронизывающий авангардные музыкальные направления: неофольклоризм, футуризм, дадаизм, конкретная музыка, сонористика и др. Художник предстает в этих направлениях деятельным исследователем окружающего мира, в котором его интересуют любые детали и подроб­ности, в котором он может «переставлять», комбинировать и по-своему переиначивать любые «вещи» и явления.

Сам этот игровой, изобретательский подход к созданию произве­дения искусства и пониманию творческой деятельности близок природе детской игры, в которой ребенок познает мир и свои возможности в этом мире. В игре ребенок наделяет все окружающие его предметы собствен­ными смыслами, создает с помощью воображения собственную картину мира, в которой многие привычные для взрослого вещи предстают в па­радоксальной интерпретации. Духом подобного «ребячества» пронизаны, например, произведения Э. Сати с пародийными названиями: «Прелюд в виде коврика», «Три пьесы в форме груши», «Три подлинные дряблые прелюдии для собак», «Неаппетитный хорал», «Арии, от которых все бе­гут» и т.д. Подобные музыкально-поэтические идеи могут быть использо­ваны при организации детского музицирования. В них выражается сама суть устной музыкальной традиции, в которой важен процесс творческого игрового общения с окружающим миром, а не результат в качестве со­творения высокохудожетвеного шедевра, воплощающего в себе идеаль­ные образы мира.

По научно-исследовательским материалам Н.Г. Куприной