Социокультурное развитие детей в творческом музицировании. Статья 2.
08 Окт 2012, Автор: adminВ современном творчестве изменилось отношение к самой звуковой материи музыки. Эстетическая ценность музыкального звука как символа культуры, как звучащего мироощущения эпохи, стиля подверглась переосмыслению. Современное звучание воссоединилось, подобно тому, как это было в архаическую эпоху, с шумами окружающего мира, с речевым интонированием человека, добавив в эту палитру звуковые «краски» технического прогресса и синтезированные электронные звучания.
Шумовые эффекты давно заняли прочное место в музыкальной практике современности, став одним из ярких средств выразительности в детском игровом творчестве. Музыкальная педагогика преобразовала этот прием в игры детей со звуками и шумами окружающего мира. Звук — чувственно-конкретное переживание реальности, связанное с правопо-лутарным принципом мышления. Это непосредственный контакт со сферой эмоций, интуиции, образного восприятия мира. Уже давно музыкальной педагогикой осознано, что игры со звуками, «живущими» в окружающем их пространстве, полезны и интересны детям, соответствуют их психофизиологическим потребностям и возможностям и способствуют развитию творческого музицирования.
Широко используются шумовые эффекты в методике элементарного музицирования Карла Орфа, где дети на занятиях сами придумывают и создают шумовые «инструменты», превращая в них окружающие предметы. «Инструментом» становится и сам ребенок, его тело: голос, воспроизводящий самые разнообразные звуки; выразительные жесты, озвученные с помощью движений — хлопков, шлепков, притопов, щелчков, «звучащих жестов» (по терминологии Г. Кеетман), По мнению педагогов-практиков, включение немузыкального звукового материала педагогически целесообразно, поскольку позволяет на доступном материале сформировать необходимые знания и умения, а также погружает детей в атмосферу открытия звукового мира, создает условия его исследования. Помимо всего прочего, игра со звуками окружающих предметов и превращение этих звуков в образы героев песенок или сказок — занятие чрезвычайно увлекательное для детей. Звуки, издаваемые с помощью различных предметов и вещей, оживляют в воображении ребенка эти вещи, будят его фантазию, ведут к творчеству. Подобные игры помогают ребенку в дальнейшем войти в мир современного искусства, понять смысловую подоплеку современных техник художественного творчества.
Из практики современной музыки в музыкальную педагогику вместе с сонорными эффектами пришли новые приемы организации нотной записи музыкальных композиций.
Некоторые условные партитуры-картины, созданные композиторами XX века, сегодня воспринимаются детьми как занимательные музыкальные игры. Например, «Музыка к рисунку» Г. Регнера, «Из дневника мухи» Б. Бартока, «Комплексная игра со звуком» В. Келлера, «Звездное небо» А. Веберна. В этих партитурах нет нот, есть лишь условные обозначения (линии, точки, замысловатые фигуры, красочные пятна и т.д. — в зависимости от воображения автора произведения). Смыслом этих «партитур» является включение исполнителей произведения в творчество по схематично представленным вехам предполагаемой интонационной драматургии. В творческий процесс, таким способом, включается и воспринимающий произведение слушатель: он, как и исполнители, может трактовать рождающиеся спонтанно звучащие образы, полагаясь на собственную фантазию.
Современные педагоги создают аналогичные игровые композиции для творческих занятий с детьми в процессе музыкального обучения. Ценность условных партитур в детском звукотворчестве заключается в следующих моментах:
— в создании темброво-шумовых композиций могут принимать участие дети любого возраста и с любым уровнем знаний музыкальной грамоты (или вовсе без них);
— условные знаки в партитуре при всей свободе их трактовки являются вехами в драматургии рождающейся импровизационно композиции, благодаря им композиция приобретает логику и смысл, а не является хаотическим набором звуков;
— в роли условной партитуры может выступить все, что угодно; нарисованные педагогом условные знаки, нарисованная ребенком картинка, импровизационный танец или пластическая сценка, разыгранная детьми, жесты, уловное значение которых заранее оговорено, стихи, сопровождаемые мимикой и жестами и т.д. Условные партитуры в этом смысле помогают детям осознать изначальную связь музыки с жизнью: с движениями, пространственными, зрительными, речевыми образами;
— ребенок дошкольного возраста, воспринимающий инструмент как единое звуковое пятно (для которого точечная звуковая дифференциация пока еще проблематична) получает возможность играть со звуковыми красками, причем не только в одиночку, но «в ансамбле», в общении с другими детьми или взрослыми;
— условная партитура (как и условное дирижирование) включают ребенка в музицирование как в невербальное общение с окружающими, развивая навыки ритмической и эмоциональной подстройки, эмпатии, внимания к партнеру по игре, умение действовать в этой игре по установленным правилам, гибко переходить из роли ведущего в роль ведомого (соло — фон) и другие качества, важные в общении между людьми. Условная партитура не закрепляет раз и навсегда игровые роли между исполнителями. Каждый раз она может порождать новые варианты интерпретации: в зависимости от состава участников, от их настроения, от инструментов, которые они в данный момент используют и т.д.
По научно-исследовательским материалам Н.Г. Куприной