Социокультурное развитие детей в творческом музицировании. Статья 2.

08 Окт 2012, Автор: admin

В современном творчестве изменилось отношение к самой звуковой материи музыки. Эстетическая ценность музыкального звука как символа культуры, как звучащего мироощущения эпохи, стиля подверглась пере­осмыслению. Современное звучание воссоединилось, подобно тому, как это было в архаическую эпоху, с шумами окружающего мира, с речевым интонированием человека, добавив в эту палитру звуковые «краски» тех­нического прогресса и синтезированные электронные звучания.

Шумовые эффекты давно заняли прочное место в музыкальной практике современности, став одним из ярких средств выразительности в детском игровом творчестве. Музыкальная педагогика преобразовала этот прием в игры детей со звуками и шумами окружающего мира. Звук — чувственно-конкретное переживание реальности, связанное с правопо-лутарным принципом мышления. Это непосредственный контакт со сфе­рой эмоций, интуиции, образного восприятия мира. Уже давно музыкальной педагогикой осознано, что игры со звуками, «живущими» в окружающем их пространстве, полезны и интересны детям, соответствуют их психофи­зиологическим потребностям и возможностям и способствуют развитию творческого музицирования.

Широко используются шумовые эффекты в методике элементарно­го музицирования Карла Орфа, где дети на занятиях сами придумывают и создают шумовые «инструменты», превращая в них окружающие предме­ты. «Инструментом» становится и сам ребенок, его тело: голос, воспроиз­водящий самые разнообразные звуки; выразительные жесты, озвученные с помощью движений — хлопков, шлепков, притопов, щелчков, «звучащих жестов» (по терминологии Г. Кеетман), По мнению педагогов-практиков, включение немузыкального звукового материала педагогически целесо­образно, поскольку позволяет на доступном материале сформировать не­обходимые знания и умения, а также погружает детей в атмосферу откры­тия звукового мира, создает условия его исследования. Помимо всего про­чего, игра со звуками окружающих предметов и превращение этих звуков в образы героев песенок или сказок — занятие чрезвычайно увлекательное для детей. Звуки, издаваемые с помощью различных предметов и вещей, оживляют в воображении ребенка эти вещи, будят его фантазию, ведут к творчеству. Подобные игры помогают ребенку в дальнейшем войти в мир современного искусства, понять смысловую подоплеку современных тех­ник художественного творчества.

Из практики современной музыки в музыкальную педагогику вмес­те с сонорными эффектами пришли новые приемы организации нотной записи музыкальных композиций.

Некоторые условные партитуры-картины, созданные композитора­ми XX века, сегодня воспринимаются детьми как занимательные музы­кальные игры. Например, «Музыка к рисунку» Г. Регнера, «Из дневника мухи» Б. Бартока, «Комплексная игра со звуком» В. Келлера, «Звездное небо» А. Веберна. В этих партитурах нет нот, есть лишь условные обоз­начения (линии, точки, замысловатые фигуры, красочные пятна и т.д. — в зависимости от воображения автора произведения). Смыслом этих «пар­титур» является включение исполнителей произведения в творчество по схематично представленным вехам предполагаемой интонационной дра­матургии. В творческий процесс, таким способом, включается и воспри­нимающий произведение слушатель: он, как и исполнители, может трактовать рождающиеся спонтанно звучащие образы, полагаясь на собствен­ную фантазию.

Современные педагоги создают аналогичные игровые композиции для творческих занятий с детьми в процессе музыкального обучения. Ценность условных партитур в детском звукотворчестве заключается в следующих моментах:

— в создании темброво-шумовых композиций могут принимать учас­тие дети любого возраста и с любым уровнем знаний музыкальной грамо­ты (или вовсе без них);

— условные знаки в партитуре при всей свободе их трактовки явля­ются вехами в драматургии рождающейся импровизационно композиции, благодаря им композиция приобретает логику и смысл, а не является хао­тическим набором звуков;

— в роли условной партитуры может выступить все, что угодно; на­рисованные педагогом условные знаки, нарисованная ребенком картинка, импровизационный танец или пластическая сценка, разыгранная детьми, жесты, уловное значение которых заранее оговорено, стихи, сопровожда­емые мимикой и жестами и т.д. Условные партитуры в этом смысле помо­гают детям осознать изначальную связь музыки с жизнью: с движениями, пространственными, зрительными, речевыми образами;

— ребенок дошкольного возраста, воспринимающий инструмент как единое звуковое пятно (для которого точечная звуковая дифференциация пока еще проблематична) получает возможность играть со звуковыми красками, причем не только в одиночку, но «в ансамбле», в общении с другими детьми или взрослыми;

— условная партитура (как и условное дирижирование) включают ре­бенка в музицирование как в невербальное общение с окружающими, раз­вивая навыки ритмической и эмоциональной подстройки, эмпатии, вни­мания к партнеру по игре, умение действовать в этой игре по установлен­ным правилам, гибко переходить из роли ведущего в роль ведомого (соло — фон) и другие качества, важные в общении между людьми. Условная партитура не закрепляет раз и навсегда игровые роли между исполните­лями. Каждый раз она может порождать новые варианты интерпретации: в зависимости от состава участников, от их настроения, от инструментов, которые они в данный момент используют и т.д.

По научно-исследовательским материалам Н.Г. Куприной