Занятия по аппликации с детьми от года до трех лет

24 Авг 2012, Автор: admin

Традиционно считается, что занятия по аппликации — это сложная и трудоемкая работа, требующая от ребенка значительных навыков в развитии мелкой моторики. Однако, мало кому известно, что аппликация, открывая новые возможности творчества, является незаменимой помощницей при обучении детей раннего возраста.

Уровень психофизического развития детей от года до трех лет в технике аппликации дает возможность использовать простейшие приемы работы: наклеивание заранее подготовленных фигурок, сминание, разрывание бумаги. На занятиях аппликацией с детьми раннего возраста лучше всего использовать цветной картон или двустороннюю цветную бумагу. С клеем будьте осторожны, следите за тем, чтобы ребенок не потянул его в рот, а лучше самостоятельно смазывайте участки, на которые ребенок наклеит фигурку. 

Обучение детей работе с ножницами стоит отложить до трехлетнего возраста.

Следите за тем, чтобы ребенок на занятиях по аппликации проявлял заинтересованность, иначе неприятные эмоции в дальнейшем могут сформировать эмоциональное отторжение к процессу обучения. Чтобы этого не произошло, занятие должно проходить в игровой форме и длиться не более 10-15 минут. Положительное отношение к данному виду деятельности помогут сформировать обыгрывание ситуаций, создание интересных картинок.

Все это поможет создать благоприятную атмосферу на занятии. Но не забывайте и про правила гигиены: салфеточки для рук и промакивания остатков клея, баночки для оборудования, удобное рабочее место и т.п. А вот декоративные светильники в интерьере групповой комнаты будут способствовать не только правильному освещению рабочего места, но и будут будоражить фантазию ребенка, так как создают уникальное световое оформление помещения.

Занятия аппликацией способствуют речевому развитию. Обыгрывание сюжетов в процессе работы развивает коммуникативную сторону речи. Ребенок стремится подражать взрослому, и как результат усваивает новые слова. На занятиях аппликацией у ребенка расширяется кругозор, систематизируются имеющиеся знания об окружающем мире. Аппликация также влияет на личностное, эстетическое и социальное развитие.

Возможности описанных ниже занятий Вы можете расширить и использовать при работе различные материалы: клейкую бумагу, цветной картон, готовые наклейки, крупу, ткань, вату и другие материалы. Порядок занятий можно менять. Только Вы знаете, что лучше для Вашего ребенка, ведь Вы способны учитывать возраст ребенка и его возможности, интересы и навыки.

Занятие 1.

Предварительная подготовка: нарисуйте на альбомном листе девочку и в одной руке несколько ниточек для воздушных шариков, а в другой несколько стебельков для цветочков. Оставьте на альбомном листе место для наклеивания ребенком сверху солнышка. Вырежьте из цветной двусторонней бумаги кружки диаметром 1-1,5 см. Вырежьте из цветной бумаги цветочки и солнышко.

Ход работы: Расскажите ребенку интересную историю о том, как девочка пошла на День рождения и купила шарики, цветочки. В процессе рассказа доставайте по одному кружку и предлагайте ребенку приклеить, предварительно капнув клеем на задуманное место. Затем доставайте по одному цветочку и предлагайте приклеить. В конце дайте солнышко. После того, как ребенок выполнит всю работу, поговорите с ним о том, каких цветов шарики или цветочки.

Занятие 2.

Предварительная подготовка: Нарисуйте на альбомном листе большой мухомор, с красной шляпкой, но без белых пятен. Вырежьте из белой бумаги маленькие кружки 0,7 см. в диаметре. Вырежьте из бумаги маленьких 2-3 мухомора (детки большого мухомора).

Ход работы: Расскажите ребенку историю про грибочек, который мечтал быть не таким, как все и попросил у доброй феи, чтобы его мечта осуществилась. И вот от вырос большим и очень красивым, с красной шляпкой в белый горошек (и предложите ребенку приклеить несколько горошин). Затем расскажите о том, как у грибочка появились маленькие детки (дайте приклеить маленьких мухоморов). Им никогда не было скучно, потому что они жили на полянку полной травы и цветов (дайте ребенку зеленый карандаш – он будет рисовать травку, как сможет, а Вы – цветочки).

Занятие 3

Предварительная подготовка: Нарисуйте на листе бумаги 2 больших дерева, и раскрасьте крону в зеленый цвет. Вырежьте из цветной бумаги несколько красных яблок и желтых груш. Нарисуйте ежика и вырежьте его из бумаги.

Ход работы: Расскажите ребенку историю о том, как на одном дереве выросли яблочки (предлагайте наклеить красные кружки), а на другом дереве груши (дайте наклеить груши). Затем прибежал колючий ежик, встал под деревом и начал ждать, что яблочко с дерева упадет ему прямо на иголочки. Так и произошло (дайте приклеить последний красный кружок). Затем достаньте цветные карандаши, фломастеры. Нарисуйте солнышко, а ребенок пусть рисует с Вашей помощью лучики. Затем рисуйте то, что уже пробовали раньше – травку и цветочки.

Занятие 4.

Предварительная подготовка: Вырежьте из цветной бумаги божью коровку, около 7-8 см. в диаметре, но без белых пятен. Вырежьте 7 лепестков разных цветов. Нарисуйте на листе бумаги стебелек для цветочка и листики.

Ход работы: Расскажите ребенку историю о том, как на полянке рос цветик-семицветик (предложите приклеить лепестки). У него был очень приятный запах (предложите понюхать) Однажды пролетала мимо божья коровка (жужжите и покажите, как божья коровка летает). Затем предложите наклеить белые горошины. И в конце, расскажите о том, как сильно божьей коровке сильно понравился цветочек, и она стала на нем жить (наклейте божью коровку).

Занятие 5.

Предварительная подготовка: выкрасите лист бумаги в бледно голубой цвет. Он будет использоваться в качестве фона – неба. Вырежьте из желтой бумаги звездочки и месяц. Подготовьте готовые наклейки самолетиков, вертолетчиков, ракет , птичек, бабочек, словом всего того, что летает.

Ход работы: Поговорите с ребенком о том, что такое ночь и небо. Предложите наклеить звездочки на небо и месяц. Поговорите о том, что может летать в небе (давайте ребенку наклейки по одной).

Занятие 6.

Предварительная подготовка: вырежьте из желтой бумаги 3-5 цыплят. Нарисуйте и вырежьте одну овечку.

Ход работы: Расскажите ребенку историю о том, как на лужайке гуляли цыплята (предложите наклеить цыплят) и клевали зернышки (дайте ребенку черный фломастер и пусть поставит черные точки – зернышки). Затем пришла овечка (дайте наклеить овечку) и стала щипать травку (дайте зеленый карандаш и пусть ребенок рисует зеленые штрихи – травку).