Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф. Змановский)
01 Май 2014, Автор: adminОдним из пропагандистов здорового образа жизни является Юрий Филиппович Змановский (1929-1995), доктор медицинских наук, профессор, ученик А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии, прекрасный шахматист, любитель лыжного слалома и тенниса. Ю.Ф. Змановский длительное время вел на всесоюзном телевидении передачу «Если хочешь быть здоров!».
Одна из важных его инициатив – создание в 1995г. научно-практической школы оздоровления детей.
Буквально с первых шагов деятельности школы на основе научных разработок Ю.Ф. Змановского его последователями удалось регламентировать и обосновать качественно новый междисциплинарный научно-прикладной продукт, а именно социально-оздоровительную технологию «Здоровый дошкольник». Т.В. Егунова доказала, что системное использование медиаресурсов способствует оптимизации социально-технологического подхода в оздоровлении и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Как конструируется данная социальная технология? В ее основе наряду с методологическим, информационно-методическим, нормативным, финансовым, исследовательскими блоками находится авторский блок (цикл), включающий авторскую программу.
Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях и принципиально отличается от других программ воспитания в детских садах. Основные отличия заключаются в следующем.
1. Комлексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятие «здоровый образ жизни» ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.
2. Наличие физиологического обоснования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.
3. Данная программа может применяться в дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном и добросовестном выполнении рекомендаций.
4. В ряде разделов программы предусмотрен учет климато-географических и экологических особенностей региона (кластерный подход).
В программе дано совокупное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.
Такое определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набор характеристик – жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешне средовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности.
Первый раздел программы – определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей. В комплекс антропометрических показателей, регистрируемых медицинским персоналом дошкольного учреждения, включены определения длины и массы тела, а также индексов: отношений длины тела к возрасту, массы тела – к возрасту и массы – к длине. Последний показатель отражает гармоничность физического развития ребенка. Наличие этих параметров обеспечивает возможность их сравнения с международными стандартами, показателями по таблице, периодически издающимися ВОЗ.
В диагностический комплекс включены проявления биоритмологического профиля профиля ребенка по околосуточной динамике умственной (основной параметр), физической работоспособности и эмоциональной реактивности. Эти показатели определяются педагогами при взаимодействии с родителями. Тестирование проводится в начале, середине (по отдельным параметрам) и в конце учебного года.
Второй раздел – рациональная организация двигательной активности детей. Рассматриваются положения о жизненно важном значении движения для развития физиологических систем растущего организма (энергетическое правило скелетной мускулатуры И.А. Аршавского) и об эффективном оздоровительном влиянии циклических упражнений. В первую очередь оздоровительного бега на все физиологические системы, биохимичесакие процессы и психические функции. Этот раздел программы характеризуется изложенными ниже основными особенностями и принципиальными отличиями от существующих рекомендаций по развитию моторики детей дошкольного возраста.
Третий раздел – система эффективного закаливания детей. Научным обоснованием его является подход к закаливанию как к тренировке системы терморегуляции. Даются определения физической и химической терморегуляции, их основных механизмов у взрослого человека и особенностей формирования в онтогенезе. В программе закаливание рассматривается как система оздоровительно-профилактических воздействий, реализуемая таким образом, чтобы каждый момент пребывания ребенка в детском саду (и желательно – в домашней обстановке) характеризовался как благоприятный для становления аппарата физической терморегуляции (терморецепторы и сосуды кожи и подкожной клетчатки), плохо функционирующей в периодах раннего и дошкольного детства.
В программе описываются два основных метода контрастного закаливания, которые могут использоваться как в дошкольных учреждениях, так и в домашних условиях.
Для качественной реализации третьего раздела выделены следующие позиции для организационно-финансового сопровождения:
— организация родительского университета (8 мероприятий в год);
— организация курсов повышения квалификации персонала (2- 3 подгруппы);
— приобретение необходимого медицинского и спортивного оборудования;
— создание в дошкольном учреждении оздоровительного комплекса: бассейна, сауны, фитобара;
— создание или восстановление развивающей оздоровительной среды на участках детского сада и т.д.
Четвертый рзадел – комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в дошкольных учреждениях.
В программе указываются основные задачи и обязанности педагогов-психогиенистов:
— выявлять факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;
— применять психолого-педагогические приемы, направленные на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;
— обеспечить условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;
— создавать благоприятный психологический климат в ДОУ и по возможности в семье;
— организовывать специальные игровые комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой психокоррекционной работы.
Пятый раздел – обеспечение рационального питания детей. Раздел содержит общие положения концепции сбалансированного калорийного питания. Излагаются «золотые» правила приготовления пищи, одобренные ВОЗ: выбор продуктов, обработанных с помощью современных технологий безопасности, тщательный прогрев пищи, правильное ее хранение и т.д.
Шестой раздел – создание условий для оздоровительных режимов детей.
Теоретическим обоснованием необходимости выполнения определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах. Именно наличие цикличности в деятельности всех физиологических систем, биохимических процессах и проявлениях психических функций создает возможности для совершенной адаптации в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что особенно важно для растущих организмов.
Выделены важнейшие условия:
— комплекс внешнесредовых факторов: воздух, почва. вода, питание, тепло, свет, одежда, жилище, шум, радиация и т.д.;
— психолого-педагогические аспекты сексуального развития и здоровья детей. Дается определение сексуального здоровья как комплекса физических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных аспектов полового поведения человека, обогащающих его личность, повышающих способность к любви и уменьшающих, таким образом, распространенность сексопатологических проявлений. Обязательной необходимостью подчеркивается учет пола ребенка в реализации оздоровительных и педагогических средств и методов.
Эффективная реализация программы возможна при добросовестном выполнении своих обязанностей персоналом дошкольных учреждений в постоянном взаимодействии с родителями.
Рекомендации при планировании оздоровительно-профилактической работы
Содержание | Возрастная группа | Особенности организации | Ответственные |
Организация жизни детей, в том числе в адаптационный период, создание комфортного режима | Все | Ежедневно, в течение всего дня | Воспитатели |
Организация двигательного режима | |||
Утренняя гимнастика | Ранний возраст,
Младшие группы |
Ежедневно в группе
(в летний период на открытом воздухе) |
Воспитатели, инструктор по физической культуре |
Средние, старшие, подготовительные к школе | Ежедневно в зале
(в летний период на открытом воздухе) |
||
Двигательные паузы | Все | ежедневно | Воспитатели |
Оздоровительная гимнастика после сна | Все | Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей | Воспитатели, медицинская сестра |
Подвижные игры | Все | Ежедневно во время дневной прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей | Воспитатели,
специалисты |
Физкультурные упражнения на прогулке | Все | Воспитатели, специалисты | |
Физкультурные досуги | Все | 1 раз в месяц, на воздухе совместно со сверстниками одной- двух групп | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
Спортивные праздники | Средние, старшие. подготовительные к школе | 1 раз в год, внутри детского сада | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
Неделя здоровья | Все | Два раза в год | Воспитатели, медицинская сестра |
Самостоятельная двигательная деятельность | Все | В помещении и на воздухе.
Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей |
Воспитатели |
Индивидуальная работа | Все | Ежедневно, в группе и на прогулке | Воспитатели |
Охрана психического здоровья | |||
Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы | Все | ежедневно | Воспитатели, специалисты |
Оздоровление фитонцидами | |||
Оздоровление луком, чесноком | Все | Во время обеда | Воспитатели. помощники воспитателей |
Ароматизация помещений
(чесночные бусы) |
Все | Ежедневно, в течение дня | Воспитатели, помощники воспитателей, медицинская сестра |
Витаминотерапия | |||
Витаминизация третьего блюда | Все | ежедневно | медицинская сестра |
Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка | |||
Утренний прием на свежем воздухе | Все | Ежедневно в летнее время | воспитатели |
Воздушные ванны (облегченная одежда по сезону) | Все | ежедневно | воспитатели |
Прогулки на воздухе | Все | ежедневно | воспитатели |
Босохождение по «дорожке здоровья» | Все | ежедневно | воспитатели |
Босохождение по траве | Все | Ежедневно в летнее время | воспитатели |
Умывание в течение дня прохладной водой | Все | Ежедневно после сна | воспитатели |
Полоскание горла кипяченной и охлажденной подсоленной водой | Младшие – подготовительные к школе | Ежедневно после обеда | воспитатели |
Игры с водой | Все | Ежедневно (в летний период на открытом воздухе) | воспитатели |
Контрастное обливание ног | Все | Ежедневно после прогулки в летнее время | Воспитатели, помощники воспитателей |
Сон с доступом свежего воздуха | Все | Ежедневно, в зависимости от температуры помещений спальни | Воспитатели |