Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф. Змановский)

01 Май 2014, Автор: admin

zmanovskiyОдним из пропагандистов здорового образа жизни является  Юрий Филиппович Змановский (1929-1995), доктор медицинских наук, профессор, ученик А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии, прекрасный шахматист, любитель лыжного слалома и тенниса. Ю.Ф. Змановский длительное время вел на всесоюзном телевидении передачу «Если хочешь быть здоров!».

Одна из важных его  инициатив – создание в 1995г. научно-практической школы оздоровления детей.

Буквально с первых шагов деятельности школы на основе научных разработок Ю.Ф. Змановского его последователями удалось регламентировать и обосновать качественно новый междисциплинарный научно-прикладной продукт, а именно социально-оздоровительную технологию «Здоровый дошкольник». Т.В. Егунова доказала, что системное использование медиаресурсов способствует оптимизации социально-технологического подхода в оздоровлении и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Как конструируется данная социальная технология? В ее основе наряду с методологическим, информационно-методическим, нормативным, финансовым,  исследовательскими блоками находится авторский блок (цикл), включающий авторскую программу.

Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях и принципиально отличается от других программ воспитания в детских садах. Основные отличия заключаются в следующем.

1. Комлексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятие «здоровый образ жизни» ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.

2. Наличие физиологического обоснования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.

3. Данная программа может применяться в дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном и добросовестном выполнении рекомендаций.

4. В ряде разделов программы предусмотрен учет климато-географических и экологических особенностей региона (кластерный подход).

В программе дано совокупное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.

Такое определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набор характеристик – жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешне средовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности.

Первый раздел программы – определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей. В комплекс антропометрических показателей, регистрируемых медицинским персоналом дошкольного учреждения, включены определения длины и массы тела, а также индексов: отношений длины тела к возрасту, массы тела – к возрасту  и массы – к длине. Последний показатель отражает гармоничность физического развития ребенка. Наличие этих параметров обеспечивает возможность их сравнения с международными стандартами, показателями по таблице, периодически издающимися ВОЗ.

В диагностический комплекс включены проявления биоритмологического профиля профиля ребенка по околосуточной динамике умственной (основной параметр), физической работоспособности и эмоциональной реактивности. Эти показатели определяются педагогами при взаимодействии с родителями. Тестирование проводится в начале, середине (по отдельным параметрам) и в конце учебного года.

Второй раздел – рациональная организация двигательной активности детей.  Рассматриваются положения о жизненно важном значении движения для развития физиологических систем растущего организма (энергетическое правило скелетной мускулатуры И.А. Аршавского) и об эффективном оздоровительном влиянии циклических упражнений. В первую очередь оздоровительного бега на все физиологические системы, биохимичесакие процессы и психические функции. Этот раздел программы характеризуется изложенными ниже основными особенностями и принципиальными отличиями от существующих рекомендаций по развитию моторики детей дошкольного возраста.

Третий раздел – система эффективного закаливания детей. Научным обоснованием его является подход к закаливанию как к тренировке системы терморегуляции. Даются определения физической и химической терморегуляции, их основных механизмов у взрослого человека и особенностей формирования в онтогенезе. В программе закаливание рассматривается как система оздоровительно-профилактических воздействий, реализуемая таким образом, чтобы каждый момент пребывания ребенка в детском саду (и желательно – в домашней обстановке) характеризовался как благоприятный для становления аппарата физической терморегуляции (терморецепторы и сосуды кожи и подкожной клетчатки), плохо функционирующей в периодах раннего и дошкольного детства.

В программе описываются два основных метода контрастного закаливания, которые могут использоваться как в дошкольных учреждениях, так и в домашних условиях.

Для качественной реализации третьего раздела выделены следующие позиции для организационно-финансового сопровождения:

— организация родительского университета (8 мероприятий в год);

— организация курсов повышения квалификации персонала (2- 3 подгруппы);

— приобретение необходимого медицинского и спортивного оборудования;

— создание в дошкольном учреждении оздоровительного комплекса: бассейна, сауны, фитобара;

— создание или восстановление развивающей оздоровительной среды на участках детского сада и т.д.

Четвертый рзадел – комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в дошкольных учреждениях.

В программе указываются основные задачи и обязанности педагогов-психогиенистов:

— выявлять факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;

— применять психолого-педагогические приемы, направленные на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;

— обеспечить условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;

— создавать благоприятный психологический климат в ДОУ и по возможности в семье;

— организовывать специальные игровые комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой психокоррекционной работы.

Пятый разделобеспечение рационального питания детей. Раздел содержит общие положения концепции сбалансированного калорийного питания. Излагаются «золотые» правила приготовления пищи, одобренные ВОЗ: выбор продуктов, обработанных с помощью современных технологий безопасности, тщательный прогрев пищи, правильное ее хранение и т.д.

Шестой раздел – создание условий для оздоровительных режимов детей.

Теоретическим обоснованием необходимости выполнения  определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов  в живых организмах. Именно наличие цикличности  в деятельности всех физиологических систем, биохимических процессах и проявлениях психических функций создает возможности для совершенной адаптации в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что особенно важно для растущих организмов.

Выделены важнейшие условия:

— комплекс внешнесредовых факторов: воздух, почва. вода, питание, тепло, свет, одежда, жилище, шум, радиация и т.д.;

— психолого-педагогические аспекты сексуального развития и здоровья детей. Дается определение сексуального здоровья как комплекса физических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных аспектов полового поведения человека, обогащающих его личность, повышающих способность к любви и уменьшающих, таким образом, распространенность сексопатологических проявлений. Обязательной необходимостью подчеркивается учет пола ребенка в реализации оздоровительных и педагогических средств и методов.

Эффективная реализация программы возможна при добросовестном выполнении своих обязанностей персоналом дошкольных учреждений в постоянном взаимодействии с родителями.

Рекомендации при планировании оздоровительно-профилактической работы

Содержание Возрастная группа Особенности организации Ответственные
Организация жизни детей, в том числе в адаптационный период, создание комфортного режима Все Ежедневно, в течение всего дня Воспитатели
Организация двигательного режима
Утренняя гимнастика Ранний возраст,

Младшие группы

Ежедневно в группе

(в летний период на открытом воздухе)

Воспитатели, инструктор по физической культуре
Средние, старшие, подготовительные к школе Ежедневно в зале

(в летний период на открытом воздухе)

Двигательные паузы Все ежедневно Воспитатели
Оздоровительная гимнастика после сна Все Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей Воспитатели, медицинская сестра
Подвижные игры Все Ежедневно во время дневной прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей Воспитатели,

специалисты

Физкультурные упражнения на прогулке Все Воспитатели, специалисты
Физкультурные досуги Все 1 раз в месяц, на воздухе совместно со сверстниками одной- двух групп Воспитатели, инструктор по физической культуре
Спортивные праздники Средние, старшие. подготовительные к школе 1 раз в год, внутри детского сада Воспитатели, инструктор по физической культуре
Неделя здоровья Все Два раза в год Воспитатели, медицинская сестра
Самостоятельная двигательная деятельность Все В помещении и на воздухе.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Воспитатели
Индивидуальная работа Все Ежедневно,  в группе и на прогулке Воспитатели
Охрана психического здоровья
Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы Все ежедневно Воспитатели, специалисты
Оздоровление фитонцидами
Оздоровление луком, чесноком Все Во время обеда Воспитатели. помощники воспитателей
Ароматизация помещений

(чесночные бусы)

Все Ежедневно, в течение дня Воспитатели, помощники воспитателей, медицинская сестра
Витаминотерапия
Витаминизация третьего блюда Все ежедневно медицинская сестра
Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка
Утренний прием на свежем воздухе Все Ежедневно в летнее время воспитатели
Воздушные ванны (облегченная одежда по сезону) Все ежедневно воспитатели
Прогулки на воздухе Все ежедневно воспитатели
Босохождение по «дорожке здоровья» Все ежедневно воспитатели
Босохождение по траве Все Ежедневно в летнее время воспитатели
Умывание в течение дня прохладной водой Все Ежедневно после сна воспитатели
Полоскание горла кипяченной и охлажденной подсоленной водой Младшие – подготовительные к школе Ежедневно после обеда воспитатели
Игры с водой Все Ежедневно (в летний период на открытом воздухе) воспитатели
Контрастное обливание ног Все Ежедневно после прогулки в летнее время Воспитатели, помощники воспитателей
Сон с доступом свежего воздуха Все Ежедневно, в зависимости от температуры помещений спальни Воспитатели