Астрономия для дошкольников

02 Ноя 2012, Автор: admin

Согласно Госстандарту в рамках формирования у до­школьников естественно-научных представлений детям должны давать элементарные представления о Солнечной системе и основных космических явлениях. В настоящее время накоплен опыт изучения элементов астрономии в начальных классах школы, на книжных пол­ках появились многочисленные энциклопедии, сказки, кни­ги о космосе, об астрономии для детей.

Понятно, что просто чтение рассказов о небесных телах, рассматривание иллюстраций, а тем более «сухое» переклады­вание материала школы на детский сад неприемлемы. Естест­венно, содержание и формы проведения занятий должны оп­ределяться воспитателем в соответствии с его интересами и знаниями, контингентом воспитуемых, спецификой ДОУ и т. д. Однако отсутствие научно-методических разработок по ас­трономии для дошкольников резко ограничивает число препода­вателей, которые могли бы включиться в этот процесс.

В 2000 г. ДОУ № 165 г. Ульяновска оборудован уголок ко­смоса. Его оформили в виде кабины космического корабля, через «иллюминаторы» которого дети «наблюдают» планеты, созвездия, кометы, космические корабли и тд. По мере рабо­ты по этой теме возникла необходимость создания методиче­ских рекомендаций по проведению занятий, разработки по­собий, игр. Сейчас мы подошли к этапу разработки програм­мы «Малышам о звёздах и планетах».

В программе познавательный материал подразделяется на блоки:

1. В Солнечном царстве — Космическом государстве.

2. Страна 1000 Солнц.

3. Неизведанное — непознанное.

4. Экология космоса.

Изучая первый блок программы, дети узнают о космиче­ском доме нашей планеты — Солнечной системе; Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Путешествуя по этому дому, дети должны усвоить, что такое Солнце, планеты, спут­ники, астероиды; как происходит смена времён года её дня и ночи; существование или отсутствие жизни на планетах; о Лу­не — спутнике Земли и тд.

Во втором блоке даются представления о звёздах, со­звездиях, о звёздных домах — Галактиках, о Солнце как звез­де. Детей знакомятся с мифами и легендами Древнего мира. Они учатся находить самые яркие созвездия, такие как Боль­шая Медведица, Кассиопея, Малая Медведица, Орион и т. д.; Полярную звезду.

Через содержание третьего блока осуществляются раз­вивающие и воспитательные цели программы. На занятиях дети под руководством воспитателя фантазируют о внезем­ных цивилизациях, констатируют и «заселяют» другие плане­ты, дискутируют, знакомятся с тайнами своей планеты (Снеж­ный человек, Лохнесское чудовище) и тд., рассматривают ри­сунки очевидцев НЛО, сами рисуют по представлению обитателей иных миров. Важно, чтобы у детей формировался не страх перед неизведанным, а спокойный интерес и умение принимать жизнь в разных проявлениях.

Четвёртый блок призван реализовать задачи экологиче­ского воспитания детей. На примере того, как дети учатся обу­страивать планету Земля, т.е. ухаживают за растительным и животным миром, выявляют неблагополучия в природе и уст­раняют их, изучают законы природы, строится обучение эко­логии космоса. Дети моделируют ситуации неблагополучия, которые могут возникнуть в результате деятельности челове­ка в космосе и способы их устранения. Дети констатируют экологически «правильные» планеты.

Какие же формы реализации данного содержания мы используем?

Занятия

Занятия проводятся с использованием таких моделей, как модель Солнечной системы; модель внутреннего строе­ния Земли; карты звёздного неба со «светящимися» в темно­те звёздами; с широким использованием ТСО; познаватель­ного материала из энциклопедии о Космосе, художествен­ной литературы; фотографии небесных тел из ресурсов Интернета и тд. Сказочный образ Звездочёта делает каждую встречу с необычными явлениями интересной и доступной.

Игры

Для деятельного освоения темы разработаны и исполь­зуются дидактические и подвижные игры: «Круглый год», «Звёздная карта», «Изучаем созвездия», «Эволюция звезды», «Парад планет», «Планеты и Солнце», «Звёздные цепочки», «Сказочные превращения в Космосе» и тд.

Экскурсии

Дети нашего ДОУ были одними из первых дошколят, по­сетивших музей «Метеорологическая станция Симбирска», где дети получали возможность наблюдать за небесными телами в настоящий телескоп, в планетарии увидеть звёздный небо­свод, фотографии небесных тел. К экскурсиям в музей мы тщательно готовимся, чтобы у детей уже были представления о предстоящем для изучения материала в музее.

В рамках нашей программы создаётся музей Космоса в детском саду, что позволяет более эффективно организовать работу.

Тема: «Путешествие в страну «Тысячи Солнц»

Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе формирования первоначальных астрономических представлений

Задачи:

1. Закрепить знания детей о Солнце.

2. Дать представление о звёздах как громадных раска­лённых газовых шарах, похожих на наше Солнце.

3. Дать понятие «созвездия» — узоры из звёзд. Познако­мить с созвездием Большой Медведицы.

4. Развивать чувственную сферу детей посредством на­блюдений за звёздами, через художественное слово (легенды).

I. Организационный момент

Мы сегодня занятие проведем в нашем космическом уголке. Встречает нас здесь, как всегда, наш мудрый звез­дочёт.

Сегодня он нас приглашает в увлекательное путешест­вие в необычную страну… (Появляется Незнайка.)

II. Рассказ-путаница (небылица) Незнайки о путешествии на Солнце

1. Незнайка: Подождите, подождите! Не… Уф! Еле ус­
пел! Что я вам расскажу, что расскажу!

Меня тут на днях сам гном-волшебник попросил побы­вать на Солнце и узнать, что там происходит. Я, конечно, со­гласился.

Сел в небольшой самолетик, полетел на Солнце и через час долетел до Солнца. Я отличный летчик, поэтому и не пролетел мимо маленького солнышка, а спокойно сел на один из солнечных аэродромов.

Дорога была прекрасная, покрытая не асфальтом, а же­лезом.

Машина мчалась так быстро, что мне стало очень хо­лодно, я даже заболел ангиной.

Вот! Вот что со мной случилось!

2. Поиск ошибок в рассказе Незнайки.

Воспитатель: Подожди, Незнайка, тут что-то не так. Вы

со мной согласны, ребята? Вы заметили ошибки в рассказе Незнайки? Объясните Незнайке, что не так? (Дети называют ошибки).

Давайте скажем, что же такое Солнце.

Солнце — огромный раскалённый газовый шар, внутри которого кипящая жижа (лава), похожая на кашу.

Вот что такое Солнце, Незнайка.

А ещё мы тебе покажем, как выглядит Солнце из космо­са. Эти видеокадры были сделаны из космических кораблей с очень далёкого расстояния с помощью телескопов и спе­циальных приборов.

Просмотр видеокадров о Солнце. (Звучит музыка «Ко­смическая рапсодия»)

3. Опыт «Извержение вулкана».

А еще, Незнайка, ребята знают, где можно найти кусочки Солнца на Земле. Подумайте, дети, где? (Внутри Земля такая же горячая, как Солнце, и ученые думают, что там такая же жижа, как на Солнце. Когда извергаются вулканы, эта жижа — лава вы­плескивается на поверхность Земли. Это можно назвать кусоч­ками Солнца на Земле.) Фон: музыка Чайковского «Лебединое озеро».

Я сейчас покажу вам опыт «Извержение вулкана».

Незнайка: Теперь я точно знаю, что такое Солнце и что там происходит. Побегу, расскажу об этом жителям цветочно­го города.

III. Путешествие в «Страну тысячи Солнц»

Итак, я недоговорила: сегодня нас Звездочет приглаша­ет в необычную страну — «Страну тысячи Солнц». Подумать только, есть страна, небо которой усыпано 1000 Солнц.

Как вы думаете, что это за страна?

О чём говорит Звездочёт?

Это его любимая страна. Чем занимается Звездочёт? Ку­да он может нас пригласить?

(Звездочёт приглашает в страну звёзд.)

1. Что такое Звезда?

Учёные, изучающие космос, узнали, что звёзды — ог­ромные раскалённые шары из газа, внутри которых кипя­щая лава.

Воспитатель: Ребята, о чём говорили точно так же? (О Солнце.) Значит, Солнце — тоже звезда. А звезды такие же, как Солнце. Солнце — самая близкая к нам звезда. Вот поче­му звездное небо Звездочет назвал «Страна 1000 Солнц».

Когда можно увидеть звёзды? (Ночью, когда темно). А почему же ночью темно, если звёзды такие же, как и Солнце, да если звезды такие же, как и Солнце, да еще их так много?

Оказывается, это очень-очень далекие Солнца, и свет от них до нас доходит слабый, намного слабее, чем от Солнца. Но вам, наверное, уже не терпится отправиться в путь.

(Космическая музыка.)

Нам обязательно поможет Звездочет.

Закроем глаза, представим, что сейчас полетим на кос­мическом корабле к звездам.

Откройте глаза, посмотрите наверх — мы попали в Страну 1000 Солнц.

Посмотрите, какая красота! На что похоже звездное небо?

(Музыка покоя.)

(На поле, усыпанное алмазами, на тёмную речку с жемчугами, на сверкающие блёстки волшебного покрывала фей и т.д.) А можно их сосчитать?

Люди издавна любовались звёздным небом, наблюдали за звездами, давали им красивые имена, считали их, приду­мывали разные истории.

Если внимательно рассмотреть звёздное небо, то мож­но увидеть различные узоры и рисунки — рисунки из звезд. Эти рисунки называются созвездия. У каждого созвездия своё название и своя история.

Эти истории-легенды придумали люди давным-давно, но они такие красивые, что люди до сих пор их рассказы­вают.

Посмотрите на это созвездие. Какое название вы бы да­ли ему. На что похож рисунок из звезд? (На ковш.)

Это созвездие называется Большая Медведица. А поче­му оно так называется, я сейчас вам расскажу.

IV. Легенда о созвездии Большой Медведицы

Давным-давно жили царь с царицей, и была у них кра­савица-дочь, которую звали Каллисто. Всем нравилась де­вушка, и говорили, что нет никого прекраснее Каллисто. Ус­лышала об этом могущественная и злая волшебница и пре­вратила девушку в большую медведицу, неуклюжую, неповоротливую.

Пожалела ее добрая волшебница, но расколдовать ее не смогла. Но она превратила девушку в красивое созвездие, чтобы люди смотрели, любовались и вспоминали Каллисто.

Вот что говорит легенда о созвездии Большой Медве­дицы.

Но разные народы по-своему говорили и представляли созвездие.

Посмотрите, как представляли созвездие в Древней Гре­ции; в Северной Америки индейцы; американцы — Большой Черпак

(Истории в книге о космосе). (Показываются рисунки созвездия. Различные представления о созвездии.)

V.  Игра

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Сказочные представления в космосе».

Дети — звёзды в ночном небе.

Представим, что в Стране тысячи Солнц появился злой волшебник. Он решил заколдовать звёздную семейку (Боль­шой Ковш) и разлучил звёзды. По сигналу (звучит бубен) вы — звёзды из созвездия Большого Ковша должны разбрес­тись по небу в поисках своего дома (созвездия).

Но звёзды пожалела добрая фея и решила их расколдо­вать. По сигналу (колокольчик) вы должны встать каждый у своей звездочки, так, чтобы получилось созвездие Большой Медведицы.

VI. Домашнее задание

(Музыка из кинофильма «Красная Шапочка») Понаблюдать за звёздами на вечернем небе, и на следу­ющем занятии мы поговорим о том, какие бывают звёзды, а затем мы пойдем на экскурсию в большой музей, где есть планетарий, карты звёздного неба и многое другое, очень интересное. До свидания.

По материалам журнала «Игра и дети» (№6/2009)