Астрономия для дошкольников
02 Ноя 2012, Автор: adminСогласно Госстандарту в рамках формирования у дошкольников естественно-научных представлений детям должны давать элементарные представления о Солнечной системе и основных космических явлениях. В настоящее время накоплен опыт изучения элементов астрономии в начальных классах школы, на книжных полках появились многочисленные энциклопедии, сказки, книги о космосе, об астрономии для детей.
Понятно, что просто чтение рассказов о небесных телах, рассматривание иллюстраций, а тем более «сухое» перекладывание материала школы на детский сад неприемлемы. Естественно, содержание и формы проведения занятий должны определяться воспитателем в соответствии с его интересами и знаниями, контингентом воспитуемых, спецификой ДОУ и т. д. Однако отсутствие научно-методических разработок по астрономии для дошкольников резко ограничивает число преподавателей, которые могли бы включиться в этот процесс.
В 2000 г. ДОУ № 165 г. Ульяновска оборудован уголок космоса. Его оформили в виде кабины космического корабля, через «иллюминаторы» которого дети «наблюдают» планеты, созвездия, кометы, космические корабли и тд. По мере работы по этой теме возникла необходимость создания методических рекомендаций по проведению занятий, разработки пособий, игр. Сейчас мы подошли к этапу разработки программы «Малышам о звёздах и планетах».
В программе познавательный материал подразделяется на блоки:
1. В Солнечном царстве — Космическом государстве.
2. Страна 1000 Солнц.
3. Неизведанное — непознанное.
4. Экология космоса.
Изучая первый блок программы, дети узнают о космическом доме нашей планеты — Солнечной системе; Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Путешествуя по этому дому, дети должны усвоить, что такое Солнце, планеты, спутники, астероиды; как происходит смена времён года её дня и ночи; существование или отсутствие жизни на планетах; о Луне — спутнике Земли и тд.
Во втором блоке даются представления о звёздах, созвездиях, о звёздных домах — Галактиках, о Солнце как звезде. Детей знакомятся с мифами и легендами Древнего мира. Они учатся находить самые яркие созвездия, такие как Большая Медведица, Кассиопея, Малая Медведица, Орион и т. д.; Полярную звезду.
Через содержание третьего блока осуществляются развивающие и воспитательные цели программы. На занятиях дети под руководством воспитателя фантазируют о внеземных цивилизациях, констатируют и «заселяют» другие планеты, дискутируют, знакомятся с тайнами своей планеты (Снежный человек, Лохнесское чудовище) и тд., рассматривают рисунки очевидцев НЛО, сами рисуют по представлению обитателей иных миров. Важно, чтобы у детей формировался не страх перед неизведанным, а спокойный интерес и умение принимать жизнь в разных проявлениях.
Четвёртый блок призван реализовать задачи экологического воспитания детей. На примере того, как дети учатся обустраивать планету Земля, т.е. ухаживают за растительным и животным миром, выявляют неблагополучия в природе и устраняют их, изучают законы природы, строится обучение экологии космоса. Дети моделируют ситуации неблагополучия, которые могут возникнуть в результате деятельности человека в космосе и способы их устранения. Дети констатируют экологически «правильные» планеты.
Какие же формы реализации данного содержания мы используем?
Занятия
Занятия проводятся с использованием таких моделей, как модель Солнечной системы; модель внутреннего строения Земли; карты звёздного неба со «светящимися» в темноте звёздами; с широким использованием ТСО; познавательного материала из энциклопедии о Космосе, художественной литературы; фотографии небесных тел из ресурсов Интернета и тд. Сказочный образ Звездочёта делает каждую встречу с необычными явлениями интересной и доступной.
Игры
Для деятельного освоения темы разработаны и используются дидактические и подвижные игры: «Круглый год», «Звёздная карта», «Изучаем созвездия», «Эволюция звезды», «Парад планет», «Планеты и Солнце», «Звёздные цепочки», «Сказочные превращения в Космосе» и тд.
Экскурсии
Дети нашего ДОУ были одними из первых дошколят, посетивших музей «Метеорологическая станция Симбирска», где дети получали возможность наблюдать за небесными телами в настоящий телескоп, в планетарии увидеть звёздный небосвод, фотографии небесных тел. К экскурсиям в музей мы тщательно готовимся, чтобы у детей уже были представления о предстоящем для изучения материала в музее.
В рамках нашей программы создаётся музей Космоса в детском саду, что позволяет более эффективно организовать работу.
Тема: «Путешествие в страну «Тысячи Солнц»
Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе формирования первоначальных астрономических представлений
Задачи:
1. Закрепить знания детей о Солнце.
2. Дать представление о звёздах как громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце.
3. Дать понятие «созвездия» — узоры из звёзд. Познакомить с созвездием Большой Медведицы.
4. Развивать чувственную сферу детей посредством наблюдений за звёздами, через художественное слово (легенды).
I. Организационный момент
Мы сегодня занятие проведем в нашем космическом уголке. Встречает нас здесь, как всегда, наш мудрый звездочёт.
Сегодня он нас приглашает в увлекательное путешествие в необычную страну… (Появляется Незнайка.)
II. Рассказ-путаница (небылица) Незнайки о путешествии на Солнце
1. Незнайка: Подождите, подождите! Не… Уф! Еле ус
пел! Что я вам расскажу, что расскажу!
Меня тут на днях сам гном-волшебник попросил побывать на Солнце и узнать, что там происходит. Я, конечно, согласился.
Сел в небольшой самолетик, полетел на Солнце и через час долетел до Солнца. Я отличный летчик, поэтому и не пролетел мимо маленького солнышка, а спокойно сел на один из солнечных аэродромов.
Дорога была прекрасная, покрытая не асфальтом, а железом.
Машина мчалась так быстро, что мне стало очень холодно, я даже заболел ангиной.
Вот! Вот что со мной случилось!
2. Поиск ошибок в рассказе Незнайки.
Воспитатель: Подожди, Незнайка, тут что-то не так. Вы
со мной согласны, ребята? Вы заметили ошибки в рассказе Незнайки? Объясните Незнайке, что не так? (Дети называют ошибки).
Давайте скажем, что же такое Солнце.
Солнце — огромный раскалённый газовый шар, внутри которого кипящая жижа (лава), похожая на кашу.
Вот что такое Солнце, Незнайка.
А ещё мы тебе покажем, как выглядит Солнце из космоса. Эти видеокадры были сделаны из космических кораблей с очень далёкого расстояния с помощью телескопов и специальных приборов.
Просмотр видеокадров о Солнце. (Звучит музыка «Космическая рапсодия»)
3. Опыт «Извержение вулкана».
А еще, Незнайка, ребята знают, где можно найти кусочки Солнца на Земле. Подумайте, дети, где? (Внутри Земля такая же горячая, как Солнце, и ученые думают, что там такая же жижа, как на Солнце. Когда извергаются вулканы, эта жижа — лава выплескивается на поверхность Земли. Это можно назвать кусочками Солнца на Земле.) Фон: музыка Чайковского «Лебединое озеро».
Я сейчас покажу вам опыт «Извержение вулкана».
Незнайка: Теперь я точно знаю, что такое Солнце и что там происходит. Побегу, расскажу об этом жителям цветочного города.
III. Путешествие в «Страну тысячи Солнц»
Итак, я недоговорила: сегодня нас Звездочет приглашает в необычную страну — «Страну тысячи Солнц». Подумать только, есть страна, небо которой усыпано 1000 Солнц.
Как вы думаете, что это за страна?
О чём говорит Звездочёт?
Это его любимая страна. Чем занимается Звездочёт? Куда он может нас пригласить?
(Звездочёт приглашает в страну звёзд.)
1. Что такое Звезда?
Учёные, изучающие космос, узнали, что звёзды — огромные раскалённые шары из газа, внутри которых кипящая лава.
Воспитатель: Ребята, о чём говорили точно так же? (О Солнце.) Значит, Солнце — тоже звезда. А звезды такие же, как Солнце. Солнце — самая близкая к нам звезда. Вот почему звездное небо Звездочет назвал «Страна 1000 Солнц».
Когда можно увидеть звёзды? (Ночью, когда темно). А почему же ночью темно, если звёзды такие же, как и Солнце, да если звезды такие же, как и Солнце, да еще их так много?
Оказывается, это очень-очень далекие Солнца, и свет от них до нас доходит слабый, намного слабее, чем от Солнца. Но вам, наверное, уже не терпится отправиться в путь.
(Космическая музыка.)
Нам обязательно поможет Звездочет.
Закроем глаза, представим, что сейчас полетим на космическом корабле к звездам.
Откройте глаза, посмотрите наверх — мы попали в Страну 1000 Солнц.
Посмотрите, какая красота! На что похоже звездное небо?
(Музыка покоя.)
(На поле, усыпанное алмазами, на тёмную речку с жемчугами, на сверкающие блёстки волшебного покрывала фей и т.д.) А можно их сосчитать?
Люди издавна любовались звёздным небом, наблюдали за звездами, давали им красивые имена, считали их, придумывали разные истории.
Если внимательно рассмотреть звёздное небо, то можно увидеть различные узоры и рисунки — рисунки из звезд. Эти рисунки называются созвездия. У каждого созвездия своё название и своя история.
Эти истории-легенды придумали люди давным-давно, но они такие красивые, что люди до сих пор их рассказывают.
Посмотрите на это созвездие. Какое название вы бы дали ему. На что похож рисунок из звезд? (На ковш.)
Это созвездие называется Большая Медведица. А почему оно так называется, я сейчас вам расскажу.
IV. Легенда о созвездии Большой Медведицы
Давным-давно жили царь с царицей, и была у них красавица-дочь, которую звали Каллисто. Всем нравилась девушка, и говорили, что нет никого прекраснее Каллисто. Услышала об этом могущественная и злая волшебница и превратила девушку в большую медведицу, неуклюжую, неповоротливую.
Пожалела ее добрая волшебница, но расколдовать ее не смогла. Но она превратила девушку в красивое созвездие, чтобы люди смотрели, любовались и вспоминали Каллисто.
Вот что говорит легенда о созвездии Большой Медведицы.
Но разные народы по-своему говорили и представляли созвездие.
Посмотрите, как представляли созвездие в Древней Греции; в Северной Америки индейцы; американцы — Большой Черпак
(Истории в книге о космосе). (Показываются рисунки созвездия. Различные представления о созвездии.)
V. Игра
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Сказочные представления в космосе».
Дети — звёзды в ночном небе.
Представим, что в Стране тысячи Солнц появился злой волшебник. Он решил заколдовать звёздную семейку (Большой Ковш) и разлучил звёзды. По сигналу (звучит бубен) вы — звёзды из созвездия Большого Ковша должны разбрестись по небу в поисках своего дома (созвездия).
Но звёзды пожалела добрая фея и решила их расколдовать. По сигналу (колокольчик) вы должны встать каждый у своей звездочки, так, чтобы получилось созвездие Большой Медведицы.
VI. Домашнее задание
(Музыка из кинофильма «Красная Шапочка») Понаблюдать за звёздами на вечернем небе, и на следующем занятии мы поговорим о том, какие бывают звёзды, а затем мы пойдем на экскурсию в большой музей, где есть планетарий, карты звёздного неба и многое другое, очень интересное. До свидания.
По материалам журнала «Игра и дети» (№6/2009)