Чувственное познание природного мира дошкольниками

21 Дек 2012, Автор: admin

Чувственное познание природного мира дошкольникамиДетство — пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя. Вот поблескивающие разноцветием акварельные краски. Они называются медовыми, вкусно пахнут, их даже хочется лизнуть. Вот цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы. А если наклеить эти фигурки на лист картона, то получится картинка. Вот детали конструктора. Подбирая их по цвету, форме, величине, можно выстроить самые разнообразные поделки.

Возраст 6-7 лет является сензитивным для развития восприятия. Дети интересуются окружающим миром, а взрослым необходимо направлять их внимание на полное осмысленное восприятие, осознание этого мира.

В своей работе мы опираемся на восприятие и чувственное познание природного мира, понимание красоты окружающей природы. Восприятие природных объектов и явлений осуществляется через наблюдение за объектом, рассматривание, прослушание издаваемых звуков,  определение вкусовых качеств, любование явлениями природы. Данная деятельность осуществляется во время экскурсий, на прогулке, в живом уголке, в непосредственной образовательной деятельности.

Для углубления и расширения знаний мы используем художественную литературу (рассказы М. Пришвина, В. Бианки, К. Ушинского, Л.Н Толстого, С. Маршака,  Е. Чарушина и т.д.; стихи А.С. Пушкина, И. Бунина, О. Высоцкой и т.д.), грамзаписи (голосов птиц, шума моря, ветра и т.д.), картины художников (И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, И. Остроухова т.д.), видеофильмы, телепередачи («В мире животных», «Вокруг света», «Путешествие натуралиста»), мультипликационные фильмы.

Объектами восприятия, познания выступают живые объекты животные (кошка, собака, медведь, черепаха, хомячок, попугай, воробей, дятел и т.д.); растения (береза, клен, георгин, роза, подорожник и т.д.); грибы (лисички, боровик, опята); неживая природа (солнце, облако, камни и т.д.); природные явления (снегопад, дождь, гроза и т.д.).

Для восприятия и понимания красоты и гармонии природы детям важно наглядно увидеть, прикоснуться и почувствовать. Они с интересом наблюдают за поведением животных, общаются, играют и ухаживают за ними. Но при этом необходимо научить правилам общения с живыми существами (общаться спокойно, не ломать, не принуждать, не забирать себе).

Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Воспринимая объекты природы через чувства, ребенок познает окружающий мир. Выделяя воспринимаемые явления из окружающей среды, у ребенка формируется целостный, динамический образ природы. Познание природного мира сопровождается эмоциональными переживаниями. Чувственное восприятие мира, толкает ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, залаженные в ребенке, формирует ручную умелость. Все эти достижения необходимы ребенку для экологического развития.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте  способствует тому, чтобы ребенок все точнее и глубже осваивал окружающий мир, научался способам взаимодействия с ним.

Из опыта работы Н.А. Быковой, педагога дополнительного образования Центра раннего развития «Жаворонок»