Консультация для родителей «Когда и как начинать обучать ребенка чтению»

09 Авг 2012, Автор: admin

Уже не раз было сказано и написано о том, что детский сад не должен заниматься обучением детей чтению, что это дело школы, что дошкольник должен слушать художественные произведения из уст взрослого и это гораздо ценнее для становления интеллектуальной культуры ребенка, так как развиваются психические познавательные процессы, обеспечивается взаимодействие со взрослом, формируются коммуникативные навыки.

Но на практике мы по-прежнему наблюдаем настойчивое стремление родителей научить читать своего малыша задолго до поступления в школу и ни для кого не секрет, что вызвано это стремление ужесточившимися требованиями к первокласснику со стороны школы.

Когда и как приступать к обучению своего ребенка чтению? Пожалуй, это вопрос, интересующий многих родителей. Ко всему прочему, существует множество методик по обучению чтению, поэтому порой очень сложно выбрать ту самую, способствующую достаточно эффективному обучению ребенка.

Изначально необходимо знать, что есть смысл начала обучения ребенка чтению только в том возрасте, когда его устная речь уже довольно хорошо развита и малыш уже овладел навыком вести разговор предложениями. К тому же, у ребенка должен быть уже достаточно сформировавшийся фонематический слух и он должен разборчиво слышать каждый звук в слове по отдельности.

Также существует необходимость учета индивидуального ритма ребенка в постижении нового материала, потому как бывает, что у ребенка нет никаких проблем с речью, но вот в изучении азбуки, он нисколько не продвигается. В этом случае необходимо просто отложить обучение на 2-3 месяца, по-видимому, ребенок еще пока психологически не созрел для данных методических занятий.

Методики обучения чтению.

Для того чтобы обучение ребенка чтению проходило довольно успешно, рекомендуется выбрать именно ту методику, которая бы достаточно хорошо подходила ему, исходя из его эмоционально-психологического склада характера. Ко всему прочему, перед тем как взяться за обучение ребенка, нужно хорошенько подумать, а готовы ли вы к этому сами, так как обучение чтению потребует не только огромных затрат времени, но и весьма существенной подготовки дидактического материала.

Начинать ребенка обучать чтению необходимо с букваря. Тем не менее, рекомендуется учитывать значимость такого момента, как соединение в слоги двух букв. Как правило, по привычке, звуки ребенком произносятся раздельно. К примеру, вместо слога «ра», он сначала выговаривает «р», а только потом «а». Чтобы оказать помощь ребенку и одолеть эту трудность, следует использовать принцип соединения букв: показываем карандашом на первую букву, а затем по дуге передвигаем карандаш ко второй букве и предлагаем ребенку их соединить. Пускай ребенок самостоятельно упражняется в соединении букв в слоги, проводя пальчиком от одной буквы к другой.

Если соединение букв в слоги ребенком уже освоено, то можно переходить к обучению ребенка в соединении слогов в слова. К тому же необходимо постепенно научить ребенка к соединению разбитых на слоги слов в одно целое слово.

Существует любопытная методика Николая Зайцева по обучению ребенка чтению. Данная методика основывается на обожаемом занятии всех детей — игре в кубики. Обучение заключается в том, чтобы ребенок сразу начинал запоминать слоги, а не отдельные буквы. С точки зрения автора, такой подход намного облегчает и ускоряет весь учебный процесс. При обучении чтению по методике Николая Зайцева используются кубики, попевки и настенные таблицы. Такая методика довольно хорошо помогает на стадии интенсивного обучения чтению, в случае, когда из слогов складываются отдельные слова. Но сразу же после того как ребенок научился на кубиках читать слоги, рекомендуется незамедлительно переходить к чтению детских книжек, потому что, привыкнув к чтению по кубикам, он может не воспринять книжные тексты.

Отличие методики Монтессори от других методик в том, что ребенок сначала учится писать, а уже только после этого – читать. Обучение письму начинается с прописных букв, в связи с тем, что детям круговые движения даются гораздо легче. Автор данной методики аргументирует ее тем, что мелкая моторика рук неплохо развивает речь, а нервные окончания пальцев активизируют речевой центр в коре головного мозга, собственно поэтому обучение чтению необходимо начинать с накапливания ребенком сенсорного опыта. Вначале ребенок лепит прописные буквы из пластилина и выкладывает слоги в слова, затем обводит пальчиком прописные буквы, вырезанные из шершавой бумаги, и запоминает их очертания. Запомнив написание и очертание букв, дети, глядя на них, прописывают буквы на дощечках, а затем и на бумаге, вслух проговаривая то, что пишут.

Методик, по обучению детей чтению, существует превеликое множество: от самых традиционных, рекомендующих изучать сначала буквы, до самых невообразимых, рекомендующих сначала научить ребенка письму. Но родителям необходимо учесть только одно, что даже самая разрекламированная методика не сможет помочь, если ребенку на занятиях будет скучно. В связи с этим, прежде чем приступить к началу обучения, нужно присмотреться к ребенку, для того, чтобы оценить уровень готовности к такому обучению, а также то, какая именно методика сможет ему подойти.