Обучение дошкольников ПДД

30 Ноя 2013, Автор: admin

Обучение дошкольников пддСегодня мы сталкиваемся с такой парадоксальной ситуацией: обучение дошкольников ПДД начинается практически с младшей группы, т.е. в возрасте 2-3 лет, продолжается на протяжении 5 лет пребывания ребенка в детском саду и в течение 11 лет в школе, но при этом на наших дорогах мы наблюдаем полнейшую безграмотность в данных правилах большей массы участников дорожного движения, и водителей, и пешеходов, либо откровенное хамство и нежелание следовать правилам. А ведь от их соблюдения зависят жизни и здоровье!

Так в чем же дело?! Чему и как мы учим наших детей? Почему впустую тратится столько времени? Почему знания, которые получают дети, не трансформируются потом в уважительное отношение к другим участникам дорожного движения и собственное грамотное поведение на дороге?

Наверное, опять же потому, что наша система образования и в этом вопросе тоже не желает двигаться дальше умственного обучения. Знания даем, проверяем успешность их усвоения разного рода диагностиками, а вот практику не обеспечиваем и душевный отклик к столь серьезной теме вызывать тоже забываем.

Уже с дошкольного возраста важно не только рассказывать детям о правилах дорожного движения, но и ставить их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная информация становится востребованной. Конечно, это будет игра. Но игра не простая, а поучительная! С каждой игровой деятельности или досуга, дети обязательно должны вынести определённый урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.

Сегодня на страницах нашего сайта воспитатели дошкольных учреждений № 102 (Семенова О.В.) и № 110 (Трофимова О.Б.) делятся опытом работы по организации комнаты «Светофорик» (центр безопасности дорожного движения), работа в которой позволяет повысить эффективность совместной деятельности по обучению дошкольников пдд.

В данном центре могут быть представлены:

— наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; настенные плакаты отражающие дорожные ситуации);

— настольно-печатные игры (разрезные картинки; пазлы; игры с правилами – «ходилки»; лото «Транспорт»; домино «Машинки», «Дорожное домино»; кубики; мозаика «Виды автомобилей» и т.д.);

— дидактические игры: «Мы – пешеходы», «Мы – пассажиры»;

— электронные игры («Дорожная ситуация» и др.)

— атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора, рисунки светофоров, дорожных знаков, видов транспорта  и т.д.);

— настольный перекрёсток (модели средств регулирования: маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки регулировщика и пешеходов);

— игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые автомобили и легковые, пожарные, специальные, трактора, краны, цистерны и т.д.);

— схемы перекрёстков, дорог с дорожной разметкой и других опасных участков в районе расположения образовательного учреждения;

— комплекты плакатов: «Красный, желтый, зеленый», «Правила дорожного движения», «Виды ДТП», «Правила для велосипедистов», «Правила для пешеходов», «Причины ДТП» («Ловушки»), «Сигналы светофоров и регулировщиков» и др.;

— накопительные папки: подборка материалов из местных газет  по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма, «виды автомобилей» и др.;

— картотека по ПДД : загадок, игр, рассказов, стихов и др;

— комплект дорожных знаков (из картона);

— детская художественная литература по тематике дорожного движения (соответствующая возрасту детей), учебно-методическая литература;

— конструкторы;

— безопасные маршруты «Дом – детский сад» (рисунок-схема), разработанные для каждого ребёнка (старшая группа) и «Дом – школа» — схема микрорайона школы с указанием основного маршрута движения будущих школьников и опасные места на них (подготовительная группа);

— действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;

— альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия);

— стол – макет «Перекрестки и дороги» с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков;

— классная доска с цветными мелками или фломастерами;

— стенды со сменным материалом: «Для вас, родители», «Отряд  ЮИД действует», «Этого могло не случиться» и др.;

— детская литература по ПДД (по возрасту детей) и методическая литература;

— сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД;

— календарно-тематический план занятий для детей (данной возрастной группы);

— технические средства обучения (диапроектор, видеомагнитофон и другое оборудование необходимое для изучения правил безопасного поведения на улицах и дорогах.);

— экран, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, мультики.

Требования по организации центра «Безопасность» (ПДД) в ДОУ:

— игрушки и пособия должны  соответствовать возрасту детей в группе и гигиеническим требованиям. Кроме того, можно использовать видеотеку.

— важное место при изучении правил безопасного поведения на дороге занимают кинофильмы и видеофильмы; ценность их заключается в том, что в них наглядно разыгрываются причины несчастных случаев, показаны интенсивность движения транспортных средств и средства регулирования (дети, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на дороге).

— стол – макет может представлять собой нарисованный на нём микрорайон вокруг детского сада (внутри стола может располагаться макет микрорайона, представляющий собой улицы, дороги, тротуары, площади, перекрёстки вокруг детского сада в миниатюре, светофорные объекты и регулировщики дорожного движения; на этих нарисованных или изготовленных макетах можно наглядно показать детям наиболее безопасные пути следования в данном микрорайоне).

— для родителей в ДОУ необходимо организовать стенд или папку-раскладушку с информацией по безопасности движения (различного рода консультации, памятки пешеходу, пассажиру, велосипедисту, обновляющаяся информация о дорожно-транспортных происшествиях и других грубых нарушениях Правил дорожного движения в районе/городе по материалам ГИБДД, перечень наиболее опасных дорожных ситуаций – «ловушек» и др.).

— на территории детского сада необходимо иметь специальную площадку (на улице) для практических мероприятий, игр и соревнований по правилам дорожного движения.

Конечно, кроме работы с детьми нужна серьезная работа и с родителями воспитанников, ведь очень часто дети перенимают манеру поведения на дороге от самых близких людей. Целый комплекс детских привычек складывается с самого раннего возраста под воздействием тех примеров поведения, которые дети видят от окружающих, поэтому воспитателям ДОУ приходится и у родителей вырабатывать жизненно важные навыки соблюдения правил дорожного движения, которые станут образцами для подражания для их детей. Эта задача не из легких, но крайне важная и необходимая. Оказать помощь педагогам в этом вопросе могут различные автошколы, которых сейчас достаточно большое количество. Однако не во всех автошколах уделяют серьезное внимание именно дорожной грамотности. Я бы порекомендовала обратиться к ресурсу ufa-avtoshkola.ru автошколы «ФорсажАВТО №1». В данной автошколе не просто научат водить автомобиль, а научат именно автомобильному мастерству с его неизменной теоретической и практической составляющими. Новые или обновленные знания помогут взрослым развивать в их малышах понимание опасности современного интенсивного автомобильного мира. Очень важно начать данную работу до того, как у ребенка закрепятся неправильные стереотипы поведения на дороге, которые, к сожалению, преобладают сейчас в среде взрослого населения. Таким образом у нас появляется шанс подготовить ребенка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а в последствии и водителя, что поможет сохранить его жизнь и здоровье.