Педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности детей в ДОУ

01 Янв 2014, Автор: admin

экспериментальная деятельность детей в ДОУИтак, как и было обещано ранее обращаемся к вопросу педагогического сопровождения экспериментальной деятельности детей в ДОУ.

Еще раз проговорим значимость данной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста. Она заключается в том, что детское экспериментирование формирует познавательные интересы детей, способствует развитию наблюдательности и мыслительной деятельности. Н.Н. Поддьяков отмечал, что деятельность экспериментирования предоставляет ребенку своеобразную исследовательскую площадку, где малыш может почувствовать себя открывателем новых знаний, может самостоятельно изменять доступные для трансформации явления и предметы и тем самым полнее их познавать и осваивать. Деятельность экспериментирования сопряжена с ситуациями, которые ребенку предстоит разрешать с помощью различных опытов, в процессе которых ребенок анализирует ситуацию и свои действия, делает выводы и умозаключения, получает возможность самостоятельно овладеть представлением о том или ином законе или явлении.

Задача взрослых, родителей и воспитателей, — способствовать развитию у ребенка интереса к открытиям и исследованиям, поддерживать его в данной деятельности, обеспечивать предметно-развивающую среду и создавать все необходимые условия. Экспериментальная деятельность детей в ДОУ и семье должна строиться как на прошлом опыте ребенка (иметь консервативные элементы), так и способствовать новым открытиям (содержать элементы проблемности). А чтобы исследовательские замыслы детей были богатыми и разнообразными взрослые должны обеспечить ребенку интересную и содержательную жизнь, насыщенную разнообразными событиями, эмоциями и впечатлениями.

Экспериментальная деятельность детей в ДОУ позволяет решать задачи разных направлений развития дошкольников. Это и ознакомление детей с различными способами измерений, и с конкретными исследовательскими методами, и с правилами техники безопасности при организации эксперимента. Сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно дети выходят за пределы полученного опыта, за границы тех знаний и умений, которые были получены ими в регламентированной деятельности. Опираясь на собственный опыт, фантазию, творческие замыслы дети создают новые продукты — предметы для игры, сказочные истории, постройки и т.п., в чем видна тесная связь творческих проявлений ребенка и его эстетического развития.

Одной из значимых задач взрослых является культивация интеллектуальной активности и эстетического отношения малыша к окружающему, которое проявляется в деятельности детей через стремление к автономизации от взрослого и индивидуальное выражение своего эмоционального состояния, представлений о предметах и явлениях окружающего мира в экспериментировании.

Особое внимание следует обратить на результат экспериментальной деятельности детей в ДОУ. Следует понимать, что основным результатом является не качество полученного продукта, а включенность ребенка в процесс деятельности, который показывает степень его интеллектуальной активности, познавательной культуры, общий кругозор и ценностное отношение к объектам и явлениям окружающего мира.

Педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности детей в ДОУ требует от педагога соблюдения ряда педагогических условий:

1. Педагог должен быть не руководителем детского экспериментирования, а реальным участником совместного поиска, полностью или частично включенным в осуществляемый ребенком эксперимент.

2. Оценка действий ребенка должна осуществляться по критериям «пригодно-не пригодно» и показывать, насколько пригоден найденный ребенком способ действий для достижения поставленных в эксперименте целей.

3. Детское экспериментирование должно осуществляться на основе трех составляющих личностно-ориентированного обучения, а именно на основе совместного целеполагания, достижения цели и оценки деятельности.

Такой подход к организации процесса познавательного развития ребенка способствует становлению целостной картины мира и обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, созидательного отношения к нему.

.

Сеть магазинов «Ваше здоровье» предлагает медицинскую технику и товары для здоровья. Познакомиться с каталогом товаров Вы можете по ссылке. Здесь для Вас работает удобная навигация по сайту, представлено большое разнообразие товаров. Доступные цены и удобная форма доставки сделают заказ легким и приятным.