Сказка как средство воспитания дошкольника

24 Мар 2013, Автор: admin

Сказка как средство воспитания дошкольникаСказка как средство воспитания ребенка издревле используется в дошкольной педагогике. И не случайно… Ведь сказка позволяет малышу окунуться в мир мечты и фантазий, что раздвигает границы обыденности и помогает лучше понять реальный мир. Осознавая действия сказочного персонажа, ребенок присваивает себе его черты и испытывает его чувства. При этом свои чувства, мешающие ему в жизни, отодвигаются на второй план. Двойное самочувствие при восприятии сказки обогащает эмоциональную сферу, способствует пониманию скрытого смысла ситуации, приводит к раскрытию новых положительных качеств, новых побуждений и потребностей.

Волшебная сила детской сказки

Сказка знакома каждому с раннего детства и любима всеми детьми за необычайность и таинственность сюжета, силу и мужество героев и положительную развязку событий. Невозможно переоценить значение сказки для правильного становления и всестороннего развития личности ребенка. Это мощное средство психологического воздействия на внутренний мир ребенка, заключающее в себе богатейший материал для его духовного развития и нравственного воспитания.

Детская картина мира, детство наполнено сказками. Великие педагоги и философы разных эпох подчеркивали важность сказок для детей, используя их как неотъемлемый элемент педагогической системы. К.Д. Ушинский, признавая пользу сказок, сам сочинял их для детей разного возраста. В.Г. Белинский считал, что сказка развивает фантазию ребенка, является посредником между миром ребенка и окружающей действительностью.

В чем же кроется ценность детской сказки?

И действительно, сказка, являясь повествованием притягательным для ребенка, знакомит его с большим миром, помогает обогатить его духовную жизнь. Из сказок дети часто черпают сюжеты для своих любимых игр, воображая себя храбрыми и мудрыми героями, прекрасными принцессами или всемогущими волшебниками. Невероятные истории расширяют кругозор маленького человека, будят его фантазию и творчество, которое потом реализуется в детских рисунках, поделках и стихах.

В психологическом плане сказки позволяют ребенку реализовать свои потребности в активности, независимости. Равняясь на героев, которые всегда в действии, стремятся к цели, преодолевая препятствия на своем пути, дети учатся понимать, что успеха можно добиться, лишь приложив усилия, волю, проявив настойчивость и целеустремленность. Герои сказок по сюжету нередко должны узнавать что-то новое, справляться с трудным заданием, что формирует у ребенка познавательную активность и интерес к обучению. Кроме того, поучительный сказочный опыт поневоле откладывается в сознании слушателя. Сказка расширяет и обогащает используемые ребенком способы познания окружающей действительности.

Путешествуя по сказочным событиям, дети всегда отождествляют себя с положительными персонажами, учатся сопереживать им. В этом сочувствии литературным героям, стремлении к добру и справедливости и заключается основная моральная ценность сказки. Задача взрослых состоит в том, чтобы пробудить в детской душе драгоценную способность откликаться на чужое горе, сопереживать и сорадоваться своим близким, без которой мы перестанем быть людьми. Стремясь к этому, родители должны использовать интерес ребенка к сказке, выбирать произведения, трогающие ребячьи сердца.

Одна из важнейших особенностей сказки – образность, облегчает детям, еще неспособным мыслить абстрактно, восприятие событий. Черты характера персонажей обычно очень яркие, а поступки вполне определенные. Так детям легче ориентироваться и определяться в отношении того или иного героя. Образность в сказках хорошо сочетается с их забавностью. Народные сказки, как правило, занимательные, в них много юмора и острот.

У каждого народа есть особый вид сказок, главной целью которых, является именно забава и развлечение. Детской природе это очень близко, такие сказки всегда находят отклик в сердце ребенка.

Сказки помогают бороться с негативными проявлениями в поведении детей. Не случайно психологи широко используют сказкотерапию как метод коррекции поведения и отклонений в развитии детей. Если ребенок жадничает, ему будет полезно послушать сказку о золотой рыбке или о жадных медвежатах. Капризному малышу стоит рассказать сказку о принцессе на горошине, а трусливому – о храбром зайце.

С какого возраста стоит знакомить детей со сказкой?

Некоторые родители ошибочно считают, что малыши до года неспособны еще воспринять литературный текст. Правильно выбранное произведение: несложная сказочка, потешка, считалочка заинтересуют ребенка и обязательно вызовут эмоциональный отклик. Важно, чтобы в тексте было минимальное число героев и действий, максимальные повторы и обязательно эмоциональная подача с правильной артикуляцией и жестами. Развивая память, дети вскоре сами начнут повторять отдельные слова или действия.

Сказка ярче и полнее, чем любой другой вид творчества, отражает мир во всей его красоте и гармонии. Точный и колоритный язык ее, близкий каждому ребенку, запоминается на всю жизнь. Недаром многие столетия неиссякает у людей живой интерес к сказке.