Детская агрессия и способы ее устранения

04 Ноя 2012, Автор: admin

В большинстве   случаев  детская   агрессия — естественная вещь. У ребёнка она может возникнуть по любой причине: не получается построить башню из куби­ков, как у старшего брата; хочется ещё поиграть, а мама велит ложиться спать; на прогулке толкнули или забрали игрушку; лучший друг отказывается встать в пару.

Что в такой ситуации делать взрослому? Проблему детской агрессии можно решить, если:

1. Взрослый учит малыша понимать и узнавать свои эмоциональные реакции: «Я вижу, ты сер­дишься».

2. Взрослый выясняет причины агрессии и уст­раняет их, объясняя ребёнку, почему возникла кон­фликтная ситуация: «Обидно, когда отнимают иг­рушку и хочется наказать обидчика».

3. Взрослый показывает ребёнку варианты ре­шения проблемы. Например, не ждёт, когда дети подерутся из-за игрушки, а учит их договариваться играть по очереди или меняться игрушками.

4. Взрослый учит ребёнка выражать свой гнев в социально приемлемых формах. Там, где взрос­лый словесно остановит собеседника, ребёнок мо­жет оттолкнуть или ударить.

Любая человеческая эмоция имеет телесное выражение — напрягаются определённые группы мышц. При агрессии напрягается всё тело, а руки сжимаются в кулаки. Так наше тело мобилизуется для атаки. Если дальше не происходит физического действия, то злость и гнев остаются в нашем теле в виде напряжения, снять которое позволяют специ­альные упражнения и игры.

Общие правила выполнения физических уп­ражнений:

1. Перед началом упражнения необходимо при­нять устойчивое положение, например, ноги на ши­рине плеч. Упражнения можно выполнять стоя, сидя и лёжа.

2. Упражнение может выполняться любой час­тью тела (руками, плечами, локтями, кистями рук, ногами, коленями, ступнями или бёдрами).

3. Упражнение выполняется по принципу «свер­ху вниз» (голова, руки, туловище, ноги) и «от цело­го к частному» (руки, кисти, пальцы).

4. Упражнение выполняется или резко и быст­ро, или медленно с напряжением.

5. Упражнение делается на выдохе, если воз­можно, с голосовым сопровождением («хо», «ха», «вот», «на», «да», «хрю»). Громкие крики способст­вуют снятию агрессии.

Для снятия агрессии и напряжения предложите ребёнку следующие упражнения:

— Наносить удары в воздух. Исходное положе­ние — ноги на ширине плеч.

— Стучать по полу ступнями ног. Исходное по­ложение — на спине, ноги согнуты в коленях.

— Ударить мячом о стенку с такой силой, чтобы мяч вернулся обратно.

— С силой бросать снежки в стенку на прогулке.

— С силой сминать ненужную бумагу (напри­мер, газету), скатывая её в «снежок». Такие «снеж­ки» можно бросать и друг в друга.

— Ломать спички, прутики.

— Резко рвать бумагу на мелкие клочки.

— С силой черкать по бумаге карандашом, руч­кой, фломастером.

— Надуть полиэтиленовый пакет, завязать концы пакета, наносить удары по пакету ногами или руками.

— Покричать в стаканчик или пакет.

В парах поссорившихся детей возможны уп­ражнения:

— Прокатывать два мяча навстречу друг другу, стремясь к тому, чтобы мячи столкнулись.

— Занять устойчивое положение на расстоянии меньше вытянутой руки от соперника, ноги на ши­рине плеч. Упираясь руками в руки соперника, за­ставить его сойти с места.

— «Капустки» («Брысь, подлавку!»)

На ладони одного игрока другой игрок кладёт свои ладони. Задача первого — успеть ударить по ладоням соперника, прежде чем он успеет их от­дёрнуть. Игроки меняются местами, если первому удаётся ударить по кистям рук второго. В группе де­тей (5-10 человек) можно предложить упражнение «Горячие руки»: дети стоят по кругу, вытянув руки вперёд. Ведущий в центре круга, поворачиваясь во­круг своей оси, пытается попасть по руке игрока.

По материалам журнала «Игра и дети» (№6/2009)