Модели рефлексивной деятельности в формировании образа «Я» у дошкольников
07 Ноя 2012, Автор: adminКак мы уже писали ранее, нами были разработаны и апробированы модели рефлексивной деятельности, а именно специально-организованной деятельности, побуждающей детей к познанию образа «Я» мальчика (девочки), полоролевым коммуникациям, сотрудничеству и саморазвитию. Рассмотрим эти модели подробнее:
Рефлексивно-поисковая модель деятельности обеспечивала достижение цели в развитии культуры рефлексивного мышления, речевых коммуникаций, интеллектуальных и социальных способностей, организации совместной деятельности.
Логика построения модели:
— формулировка цели как освоение нового опыта, новых способов познания свойств объектов, явлений, процессов, открытие собственного образа «Я»: «Я» — личность, «Я» — девочка (мальчик), «Я» — женщина (мужчина);
— совместный поиск новых способов познания путем рефлексивного анализа и оценки: «Какой(ая) я?», «Каким(ой) мальчиком (девочкой) я хочу быть?», «Как сделать себя таким?», «Кто может в этом мне помочь?»;
—дискуссия вокруг вопросов: «Каким(ой) мне нелегко быть?»; «Какие женские (мужские) качества мне нравятся?»;
— моделирование логики разрешения проблемы новыми способами — графическими, информационными, изобразительными и др.;
— рефлексивный анализ: «Какой мужской (женский) опыт приобрели?», «Какие мужские (женские) ценности и смыслы постигли?».
Рефлексивно-игровая модель деятельности направлена на развитие потребности в самореализации, формирование полоролевой культуры.
Логика построения модели:
— рефлексия по поводу конкретной ситуации: «мальчик обидел девочку», «девочка нагрубила маме», «мальчик не уступил место в транспорте бабушке», «девочка — неряха» и т.д.;
— «мозговой штурм» и коммуникации по проблеме, возникшей в ситуации «Что вы об этом думаете?», «Как вы предлагаете разрешить ее?»,
«Какова Ваша позиция в ней?»;
— коммуникации по предложенным моделям сценария: сюжетно-ролевая игра «Поездка в транспорте», моделирование проблемной ситуации «Как остановить хулигана», драматизация стихотворения Е. Благининой «Как у нашей Ирки», этическая беседа «Как встретить маму с работы?» и т.д.;
— самооценка и самоконтроль своих коммуникаций и деятельности в сценарии, рефлексия способов творческой самореализации и личностных способов разрешения ситуации.
Рефлексивно-дискуссионная модель деятельности ориентирована на развитие самооценки, основ рефлексивной и дискуссионной культуры, на постижение личностных смыслов становления «мужского» («женского») образа.
Логика построения модели:
— диалог по поводу реальной или вымышленной ситуации, переработка информации на основе рефлексивной деятельности и полоролевого опыта детей (например, во время обсуждения с детьми стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» детям задаются вопросы: «Что имела в виду мама, когда говорила: «Мне не хватает теплоты»?», «Почему дочка в ответ принесла одеяло?», «Что означают словосочетания: «теплые слова», «теплая встреча», «теплые отношения», «теплые чувства»?»;
— определение проблемы, обсуждение проблемы, самопрезентация в процессе разрешения проблемы: «Как девочка могла согреть маму?», «Что нужно делать, чтобы порадовать своих близких?», «Что делаешь ты, чтобы маме было рядом с тобой тепло?»;
— рефлексия правильности предложенного пути решения проблемы на основе экспериментирования, игры, моделирования и т.п.
Реализация данных моделей специально-организованной деятельности сопровождается использованием рефлексивных методов работы: рефлексивно-творческих, рефлексивно-диалоговых, диалогово-побуждающих методов.
По научно-исследовательским материалам Н.Е. Татаринцевой
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Уважаемые коллеги! Как Вы знаете, на страницах нашего сайта мы освещаем все возможные направления работы с дошкольниками, в том числе и коррекционное образование. Однако, если у Вас возникла необходимость подробнее изучить тему логопедическое занятие в детском саду Вы можете обратиться к сайту «Мир дошкольников», где найдете разнообразные конспекты, презентации и сценарии логопедических занятий для дошкольников.