Сказкотерапия для дошкольников

06 Авг 2013, Автор: admin

Сказкотерапия для дошкольниковСказкотерапия, как метод альтернативной медицины, обеспечивающий терапию психологических трудностей, известна не так давно, всего лишь с начала 90-х годов минувшего века. Однако, несмотря на достаточно молодой возраст этой нетрадиционной терапевтической практики и «детское» название, данный способ психологической коррекции проблем уже завоевал положительную репутацию.

Практикующие психологи отмечают, что сказкотерапия для дошкольников представляет собой довольно интересный, легкий в использовании метод, который, кроме того, не требует больших временных, материально-технических и энергетических затрат. Что немаловажно, для занятий сказкотерапией вовсе не обязательно иметь специальное психологическое образование. Достаточно желания, стремления к самообразованию, собственной активности и творчества.

Данный метод психологической работы сейчас очень широко представлен в учебных и методических разработках, огромное множество информации по организации сказкотерапии можно найти в интернете. Здесь же представлены авторские сказки, авторы которых описывают их целевые установки и методы работы с ними.

Проанализировав различные источники, мы пришли к выводу, что методы работы со сказками очень разнообразны. Самым известным, часто используемым и любимым методом является чтение. Только не думайте, что прочитав ребенку сказку, Вы сразу же скорректируете проблемы в его поведении или развитии! Просто прочитать сказку недостаточно. Необходима серьезная предварительная работа взрослого:

— определите, насколько выбранная Вами сказка подходит малышу по возрасту и уровню развития;

— понаблюдайте за ребенком и проанализируйте возможности выбранной Вами сказки в коррекции тех или иных отрицательных проявлений в поведении ребенка (излишняя моторность, заниженная самооценка, агрессивные проявления в поведении и т.п.);

— подготовьте список вопросов, которые Вы обсудите с ребенком после прочтения сказки; выделите проблемные моменты, которые потом обсудите с ребенком; сформулируйте выводы, к которым будете подводить ребенка после прочтения.

Вариации прочтения сказки могут быть самыми разнообразными. Вовсе необязательно читать ребенку всю сказку сразу целиком. Вы можете дочитать до кульминационного момента и попросить ребенка самому придумать продолжение, поставив себя на место какого-либо героя или автора.

Один из способов – создание собственной сказки. Не сочинение, а именно создание. Начиная с замысла, придумывания персонажей и сюжетной линии и заканчивая распечаткой текста, рисованием иллюстраций, брошюровки книжки и оформлением библиотеки. Как видите, это работа творческая, не одного дня и предполагающая совместное взаимодействие детей и взрослых.

Детям младшего возраста можно предложить сочинить сюжетную линию действий и поведения главного героя какой-либо известной сказки. Детишкам постарше задачу можно усложнить и предложить сочинить сказку полностью самостоятельно.

Кроме того, данный способ еще является своеобразной диагностикой особенностей развития и психологического самочувствия ребенка. Сочиненная ребенком сказка может показать его душевное состояние, так как при сочинении он в значительной степени проецирует свою жизнь. Через сказочную метафору, аллегорическую форму ребенок описывает себя и события своей жизни, свои страхи, тревоги, переживания и волнения. И здесь же, в своей сказке ребенок дает нам подсказку о том, как помочь ему решить имеющиеся проблемы, с использованием каких ресурсов.

Можно начать работу с картинок, которыми обычно обильно сопровождаются произведения для детей. При таком подходе путь познания ребенка буде лежать не от текста к картинке, а от картинки к тексту. Тогда и взрослому, и ребенку будет легко, поскольку в этом случае мы следуем за естественным ходом восприятия ребенка. Итак, правило для данного варианта работы: не начинаем читать детям, не задаем им вопросов, пока вместе не насмотримся на рисунки и не поделимся друг с другом впечатлениями о них.

Очень хорошо сочетать сказкотерапию для дошкольников с элементами арттерапии: свободное рисование – рисование своих представлений о сказке; рисование на заданную тему.

Еще одним творческим, интересным и любимым методом сказкотерапии для дошкольников является инсценирование сказки. Инсценирование может быть самым разнообразным: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т.д. Позвольте маленьким артистам окунуться в мир сказки и результаты не заставят себя долго ждать! Вы увидите, как быстро раскроются творческие способности и возможности Ваших воспитанников, о которых Вы даже и не подозревали.

.

С научно-техническим прогрессом электроника прочно вошла в нашу жизнь, значительно упростила наш быт и многие другие сферы жизнедеятельности, не обошла стороной и автомобили. Сейчас, например, счетчик такси выполняет настолько расширенные функции, что порой заменяет и бортовой компьютер, и навигатор, и кассовый аппарат. Кстати, приобрести электронный автомобильный таксометр Вы можете на сайте Tandem Electronics.