Сказкотерапия в ДОУ: функции и виды сказок

23 Янв 2014, Автор: admin

Сказкотерапия в ДОУ связана с реализацией трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической.

Диагностическая функция сказки помогает определить основные сценарии и стратегии, используемые ребенком при построении модели своего поведения в той или иной ситуации. Это проявляется в том, как ребенок из множества сказок выбирает несколько любимых. Таким образом, он как бы выбирает для себя определенную жизненную модель. Анализ сказочных произведений, заинтересовавших ребенка поможет взрослому выявить способности и таланты малыша, особенности характера и индивидуальность восприятия окружающей действительности. Обыгрываемый ребенком образ лисички говорит о наличии гибкого ума, лукавства и умении пользоваться своим обаянием; пристрастие к пиратским играм и образам разбойников показывает склонность к дракам и агрессии.

Терапевтическая функция сказки заключается в том, что она помогает ребенку сформировать образ себя в будущем, построить модель поведения для достижения желаемого будущего, занимая активную позицию и осознавая собственную ответственность.

Прогностическая функция сказки состоит в том, что она помогает осознать влияние «сегодняшнего» поведения на «завтрашнее» состояние жизнедеятельности человека.

Как мы уже отмечали, в основе сказкотерапии лежат незыблемые ценности человеческой культуры, нравственные устои человеческого общества, формировавшиеся на протяжении социогенеза. Главной задачей сказкотерапии является развитие духовной сферы человека, формирование активной и осознанной жизненной позиции.

По видам сказки различаются на дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

Дидактическая или обучающая сказка через сюжетность и образность помогает малышу лучше усвоить информацию. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки, когда различные предметы и символы одушевляются, легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Психокоррекционные сказки можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, они помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего. С другой стороны, данный вид сказок предполагает такое влияние на решение детьми психологических проблем, результатом которого станут изменения в поведении ребенка за счет становления собственной активной позиции и самоконтроля.

Психотерапевтическая сказка представляет собой своеобразную таблетку для души. Она формирует картину мира ребенка, в которой находят отражение все аспекты окружающей действительности. В таких сказках герои оказываются в различных сложных жизненных ситуациях, они нуждаются в помощи и, воспринимая подобные сказки, ребенок учится понимать другого, видеть лучшие человеческие качества.

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Воспринимая медитативные сказки, ребенок не только может еще раз погрузиться в приятные события своей жизни, пережить их заново, но и по-новому посмотреть на негативный жизненный опыт, избавиться от неприятных переживаний и тревожных мыслей.

.

Не только сказкотерапия оказывает на человека терапевтический эффект и способствует комфортному самочувствию. Творческая деятельность способна также влиять на человека. А вот все, что нужно для творчества предлагает интернет-магазин HANDMADE. Здесь можно атласные ленты купить по самым низким ценам. А кроме лент еще много других товаров для творчества.