Технология обучения детей составлению сравнений

24 Май 2014, Автор: admin

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

  • — воспитатель называет какой-либо объект;
  • — обозначает его признак;
  • — определяет значение этого признака;
  • — сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

ПРИМЕР:

  • — цыпленок (объект №1);
  • — по цвету (признак);
  • — желтый (значение признака);
  • — такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак — это понятие более общее, чем значение данного признака.

ПРИМЕР: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».

Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме — солнце, колесо, тарелка).

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

На пятом году жизни тренинги усложняются:

  • — в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
  • — в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

ПРИМЕР: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение — золотистое — выбрано ребенком).