Конспект занятия «С математикой в путь»

04 Июл 2012, Автор: admin

Предлагаем Вашему вниманию конспект занятия в рамках образовательной области «Познание» для детей подготовительной к школе группы «С математикой в путь».

Пусть Вас не смущает формулировка «конспект занятия», а не НОД, как это сейчас повсеместно требуется от воспитателей. Употребляя, применительно к образовательной работе с детьми слово «занятие», мы понимаем его в самом широком значении, а именно как «занимательное дело» и вовсе не предполагаем при этом учебную модель организации образовательного процесса. Мы считаем, что в связи с внедрением ФГТ в дошкольном образовании должно поменяться не «слово», а «дело». Слово «занятие» может и должно остаться (оно привычно и удобно в употреблении), главное КАК мы теперь будем проводить это самое занятие. Главное, чтобы оно перестало натаскивать дошкольника на школьную программу и вернуло самобытность Детства, позволило ребенку познавать окружающий мир через детские (не учебные) виды деятельности.

С математикой в путь

Цель: Развитие интегративных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения средств и способов познания, математического развития.

Задачи:

1. Учить детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

2. Формировать умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >; ориентироваться в плоскостном расположении геометрических фигур.

3. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

4. Закреплять знания правил поведения в природе, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

5. Формировать способы познания окружающей действительности.

Оборудование: сконструированный из столов и стульев «автобус»; карточки с примерами — автобусные билеты; карточки с цифрами, прикрепленными к стульчикам — номера мест; игрушечные звери — животные жарких стран; наборы цветных счетных палочек Кюизенера; карточка с изображением кораблика, сделанного из этих палочек (рис.2); карточки-задания с числовыми неравенствами (рис.3); карточки-задания с изображением кошки (рис.1), выполненной из геометрических фигур; фломастеры; листы в крупную клетку; камешки с цифрами от 1 до 10; карточки со знаками «+» и «-«.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию  А на каком транспорте мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку.

— Что за чудо — синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь на резине,

И питается бензином? (автобус) (подходят к столам)

— Столы и стулья — это наш автобус. Чтобы найти свое место в автобусе, надо решить пример. Полученный ответ подскажет номер вашего места.

(Воспитатель раздает билеты-карточки, на которых написаны примеры, решаемые в пределах первого десятка: 1+1=2; 4+3=7 и т.д. на каждый стул приклеена цифра, обозначающая номер места).

Воспитатель: Все разместились? Тогда я предлагаю вам узнать и номер автобуса. Ведь у нас математическое путешествие и нам интересно все, что связано с числами? Первую цифру в номере автобуса обозначает число, стоящее перед числом 2; вторую цифру обозначает число, стоящее после числа 4. — какой же номер у нашего автобуса? (№ 15) (дети из карточек, лежащих у них на столах, выбирают нужные и выкладывают № автобуса).

— Правильно, наш автобус № 15, теперь мы можем отправиться в путь. Пока мы едем, чтобы не было скучно, выполним задания:

1 задание:

— Узнать, из каких геометрических фигур составлена картинка-кошка, какое количество каждых из фигур и записать эти числа (дети выполняют задание)

Рисунок 1.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в автобусе кто-то оставил письмо (открывает).

2 задание:

— Мальчик Саша просит вас помочь ему решить задачи.

1 задача: У Марины было 5 кукол. На День рождения ей подарили еще 2 куклы. Какой вопрос нужно поставить в этой задаче? (Сколько кукол стало у Марины?) Кто уже посчитал? (ответы детей).

2 задача: На дереве сидели 8 воробьев. 3 воробья улетели. Какой вопрос следует поставить в этой задаче? (Сколько осталось воробьев на дереве?) Какой знак надо поставить в решении «+» или «-«? Почему «-«? (ответы детей).

Воспитатель: Вот и первая остановка «Зоопарк».

(Дети выходят из «автобуса» и подходят к месту, где расставлены обитатели зоопарка

(животные жарких стран))

— Сколько здесь зверей? Как можно назвать всех этих животных по месту их обитания? (животные жарких стран). Посчитайте их по порядку, пожалуйста. Какой по счету жираф? Слон? Тигр? Зебра? Бегемот? Сначала считаем слева направо, а потом наоборот. (ответы детей: слева направо бегемот третий по счету, а справа налево он восьмой и т.д.)

— А теперь поиграем в игру «Назови соседей» (на закрепление ориентировки в пространстве).

—  Назови соседей слона (справа стоит лев, а слева -обезьянка; слон стоит между львом и обезьянкой; слон стоит после обезьянки, и впереди льва и т.п.).

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь.

Упражнение для глаз «Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло,

Солнышко тучки-летучки считало: (моргают глазами)

Серых две штучки, черных — две штучки, (смотрят влево, вправо)

Легких — две штучки, тяжелых — две штучки, (смотрят вверх, вниз)

Тучки попрощались, тучек не стало, (закрывают ладонями глаза)

Солнце на небе вовсю засияло. (широко открывают глаза)

Воспитатель: Ребята, а вот какой-то магазин на нашем пути. Может,зайдем и посмотрим, что в нем продается? (на столе лежат овощи и фрукты). Какой здесь беспорядок! Все овощи и фрукты перемешаны. Давайте разложим все по порядку: овощи — на полке справа, а фрукты — на полке слева.

— Скажите, сколько здесь овощей и фруктов желтого цвета?

—   А сколько — зеленого цвета?

—   Сколько овощей и фруктов круглой формы?

—   Сколько — овальной?

—   Молодцы! Вы хорошо выполнили задания. Прошу занять свои места в автобусе, мы едем дальше. Пока мы продолжаем путь, предлагаю, глядя на картинку построить такой же кораблик.

3 задание:

«Сосчитай и построй». (Детям предлагается, посмотрев образец картинки «Кораблик», выложить ее по памяти с помощью палочек Кюизенера) (рис.2)

Рисунок 2.

Воспитатель: Наш автобус мчится вперед, а нас ждет следующее задание.

4 задание:

Нужно правильно расставить знаки «<«, «>» и «=» между двумя числами:

8*9   2*3    1*0    9* 10 5*5    4*4   6*6    9*9 7*6   6*5    5*6    5*3

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: И с этим заданием вы справились . А в это время автобус доставил нас прямо на «Лесную поляну». Предлагаю всем погулять. Посмотрите, как здесь красиво, послушайте звуки леса (тихо звучит фонограмма). Идем тихо, чтобы не спугнуть лесных обитателей — зверей и птиц.

—  Кто помнит правила поведения в лесу? (дети по очереди отвечают)

—  Какие пословицы о лесе вы знаете?

«Лес — богатство и краса — береги свои леса».

«Много леса — не губи, мало леса — береги, нету леса — посади».

— Ребята, смотрите, здесь ручей. Он попал в беду! Его завалило камнями! Надо помочь ручейку. Предлагаю взять каждому из вас по одному камешку и освободить ручеек. (звучит музыка, проводится игровое упражнение «Танцующие цифры»)

Описание упражнения: у каждого ребенка в руках одна из цифр первого десятка. Пока звучит музыка, дети выполняют свободные танцевальные движения, как только музыка замолкает, каждый ребенок находит свое место в числовом ряду, в соответствии со своей цифрой и заводит разговор между числами «Назови соседей»:

—   Я число «О» и иду впереди «единички».

—   Я число «1», впереди меня идет «О» и он меньше меня на 1, а за мной идет число «2» и оно больше меня на 1. и т.д. до последнего числа ряда.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы здорово потрудились. Но пришло время возвращаться в детский сад. Садимся в автобус и в путь!

Игромассаж «Ладошки — недотрожки»

Разотрем ладошки,

Наши утюжки-недотрожки.

Ручки лучше разотру —

Все тепло я сохраню! (растирание ладоней)

Мы погладим наши ножки,

Чтоб бежали по дорожке! (поглаживание ног)

Мы погладим грудку, плечи —

И дышать нам будет легче, (поглаживание грудного отдела)

Замедляется движенье,

Исчезает напряженъе. (поглаживание рук)

— Вот и наш детский сад. Ой-ой-ой! Двери-то в автобусе не открываются! Открыть мы их сможем, если найдем ключ. Для этого надо совершить еще одно маленькое «Путешествие по клеткам». (На листах в крупную клетку дети выполняют графический диктант — под диктовку воспитателя рисуют ключ) (рис.4)

Рисунок 3.

Воспитатель: Вот он, ключ! Откроем дверь и выйдем. Наше путешествие закончилось.

Подведение итогов занятия.