Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном ДОУ

10 Июл 2012, Автор: admin

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современном ДОУ в первую очередь предполагает оказание квалифицированным составом педагогов коррекционной помощи детям и консультативной — их родителям. Главной целью работы педагогов консультативной группы является обеспечение доступности и качества обучения с учетом коррекции дефекта и индивидуальных особенностей развития ребенка. Подобная работа невозможна без обучения родителей приемам и методам коррекции отклонений в развитии ребенка и оказания психотерапевтической помощи родителям.

Существенной проблемой является то, что родители больше внимания уделяют лечению ребенка, меньше — его обучению, многие вещи стараются сделать за него, не учитывая при этом тот факт, что гиперопека существенно усугубляет нервно-психическое состояние ребенка и затрудняет процесс его социальной адаптации. Поэтому консультативной группе педагогов системы дошкольного образования необходимо обязательно налаживать взаимодействие с семьями воспитанников и систематически просвещать родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для этого подходят самые разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, но особое внимание в коррекционно-педагогическом процессе следует уделить тем мероприятиям, которые проводятся совместно с детьми и родителями и тем самым способствуют созданию атмосферы радости и доброжелательности, доставляют детям огромное удовольствие. В процессе таких мероприятий родители могут реально увидеть результаты своего труда и труда педагогов, порадоваться за своего малыша и наметить дальнейшие линии работы с ребенком.

Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию конспект подгруппового занятия на тему «Поможем куклам собраться в театр» (сенсорное развитие — цветовое восприятие), подготовленный В.Н. Плужник, учителем-дефектологом МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 12», г. Белгород.

Программное содержание. Формировать персептивные действия (рассматривание, выслушивание, зрительное восприятие и внимание). Развивать поисковые способы ориентировки методов проб и примеривания. Формировать у детей представление о половой принадлежности (мальчики, девочки). Формировать чувство уверенности, защищенности в условиях психологического комфорта. Развивать эстетический вкус, умение любоваться прекрасным.

Цель занятия. Развитие интегративных качеств личности в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Ппродолжать учить детей сравнивать и называть 4 основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Формировать прием сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с образцом). Закрепить словесное обозначение предмета с цветом (синий платок, красные бусы, жельая сумка).

2. Закрепить зрительно-пространственное представление «верх-низ».

3. Формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослыми и сверстниками.

4. Развивать мелкую моторику кистей рук, мимику лица и выразительность движений.

5. Продолжать учить зрительной ориентировки на говорящего, умению подражать.

Оборудование:

Демонстрационный материал: 4 куклы в платьях красного, синего, желтого, зеленого цвета. Платочки, сумочки, бусы, шляпки по количеству кукол. Сундучок. Подносы с бусами и цветные проволочки по количеству детей.

Предварительная работа проводилась на индивидуальных занятиях.

На первом этапе проводила игры, и упражнения с предметами контрастными по цвету, обозначая результат «такой, не такой».

Игры: «Цветные кубики», «Найди цветок для бабочки», «Помоги собрать букет Незнайке», «Приложи, (привяжи) ленточки к шарикам», «Спрячь мышку от кошки» и др.

На втором этапе учила детей действовать по образцу.

Игры:  «Бегите ко мне», «Найди свою пару», «Найди свое место», «Подарим куклам бусы».

Ход занятия. Вводная часть

—  Дети, по вашим глазкам и улыбкам я вижу, что у вас хорошее настроение. Вы пришли в детский сад, встретились с друзьями.

—  Настенька, кто у тебя друг? — Дима.

—  Дима мальчик или девочка? — мальчик.

—  А у тебя, Саша, кто друг? — Рома.

—  Ромочка, скажи, а кто твой друг? — Настя.

—  Владик, кто друг твой? — Саша.

—  Вы любите друг друга? — Да.

— А вы все мои маленькие друзья, и я вас всех тоже очень люблю.

Основная часть:

— Дети, посмотрите на кукол. Наши куклы хотят пойти в театр. Сами одеться куклы не могут и просят вас помочь. Поможем куклам одеться так, чтобы у них все было одного цвета. Дети помогите мне поставить сундучок с нарядами на стол.

(Дефектолог достает из сундучка одежду и в определенной последовательности раскладывает на столе платочки, шляпки, сумочки).

—  Дети, подходим по одному, находим на столе шляпки и одеваем на кукол.

—  Теперь найдем сумочки такого же цвета, как платье, и отнесем их куклам.

(При затруднении, предлагать детям прикладывать предметы к платью вплотную, сличать с образцом). Подтверждать словом такой, (такая) — красный платок, синяя шляпка, желтая сумочка.

— А у нас еще в сундучке есть платочки, давайте мы с ними поиграем. Но возьмем платочки того цвета, какой я назову.

-Владик возьмет — желтый платок.

—  Настенька — зеленый.

—  Рома — синий,

—  Саша — красный.

Динамическая пауза «Игра с платочками».

Дети, взяли за уголочки наши яркие платочки.

Выше, выше, выше наших ребятишек. Ниже, ниже спрятались за платочки, Где наши дети? — Нет, спрятались. Вот они, нашлись!

— Подарим нашим куклам платочки под цвет платьев.

У кого красный платок? (У Саши).

— Саша, находи куклу в красном платье. Правильно, давай проверим, прикладывай платок к платью. Такой платок как платье?

— Да, красный.

— Кукле в синем платье — синий платок.

— Кукле в желтом платье — желтый платок.

— Кукле в зеленом платье — зеленый платок.

— Обратите внимание, какие куклы нарядные, красивые.

— Молодцы, все подобрали по цвету.

—  Куклы хотели надеть бусы,  но,  к сожалению,  бусы рассыпались.  Давайте нанижем бусы.

Дефектолог предлагает детям сесть за столы, взять подносы с бусами, рассмотреть их, обследовать, отметить, что они круглые по форме, красного, синего, желтого и зеленого цвета.

Дети приступают к нанизыванию бус.

Итог занятия:

—  Дети, вы молодцы! Помогли куклам красиво одеться, подобрать наряды по цвету. Нанизать бусы.

—  Вот смотрите, у куклы в красном платье — шляпка какого цвета? (Красная).

—  А сумочка какого цвета? (Красная сумочка).

—  А какого цвета у куклы в красном платье платочек? (Красный платочек). — А бусы какого цвета? (Красные бусы).

Аналогично провести итог со всеми куклами.

—  Спасибо вам, ребята. Куклы стали очень нарядные и с удовольствием пойдут в театр.