Игровые упражнения с бумагой для малышей
09 Сен 2012, Автор: adminИздавна народом было подмечено, что обучение детей в игре даже обычным житейским навыкам происходит легко и непринуждённо. Педагоги специально разрабатывают для маленьких детей игры с целями обучения. Существуют оригинальные системы дидактических игр для обучения и развития дошкольников, созданные известными педагогами.
«Концепцией дошкольного образования» выдвинута задача о построении «возможно более полной системы дидактических игр, пополнение её недостающих звеньев путём модифицирования имеющихся игр и создания новых». О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует факт провозглашения игры Организацией Объединённых Наций универсальным и неотъемлемым правом ребёнка.
Но следует отметить, что в настоящее время идет вытеснение игры из педагогического процесса детского сада, замена её занятиями по типу школьных уроков. Происходит игнорирование основательно разработанных и общепризнанных в психолого-педагогической науке теоретических положений о значении игровой деятельности для развития ребёнка-дошкольника.
Первоначальной формой игры является игра с предметами (игрушками, предметами обихода, природным материалом), в соответствии с ведущей предметной деятельностью детей раннего возраста и ведущим наглядно-действенным типом мышления в этом возрасте. Предметные игры помогают ребёнку освоить основные свойства предметов (цвет, форму, величину), отношения (пространственные, отношения части и целого); способствуют развитию тактильных ощущений, мелкой мускулатуры рук и готовят руки ребёнка к письму; развивают познавательные процессы (восприятие, мышление, память и речь).
Предлагаем серию игровых упражнений с бумагой, использующих свойства бумаги — её непрочность, возможность быть смятой и разорванной. У детей при этом развивается координация движений рук, сила пальцев, ручная умелость. Разрывание бумаги помогает готовить руки ребёнка к письму задолго до знакомства с шариковой ручкой, намного сокращая время на монотонные занятия по прописям.
Игры с разрыванием бумаги используются на протяжении всего периода раннего и дошкольного детства, постепенно усложняясь с возрастом детей.
1. Уже в 7-8 месяцев ребёнку можно давать большие газеты, показывая, как они шуршат, трещат при разрывании, сминаются. С газетами можно играть в «прятки». Но недопустимо позволять ребёнку рвать детские книжки, необходимо показать их отличие от газет,
2. С 1-1,5 лет можно нарезать газеты полосками (с небольшими надрезами, чтобы легче разрывались) и давать их в обе ручки ребёнка. Показывать, как надо тянуть: «Раз, два, три! —Тяни!».
3. В 1,5-2 года игры с разрыванием полосок из бумаги шириной 1см должны стать постоянными в работе с дошкольниками, но учим ребёнка не тянуть полоску за концы, а разрывать её (вначале немного надорвать, затем в месте надрыва тянуть ручками в разные стороны). Игровая задача должна ставиться каждый раз по-новому и быть интересной для ребёнка: сделаем «Снежки»; подготовим мягкую подстилку для мышки, для птички (Рис.1); нарвём травку для зайчика, козлика (бумагу взять зелёную); сделаем «салатик» для куклы и т.д.
4. В 2-3 года начинаем использовать полоску с рисунками, для обучения ребёнка навыкам группировки. На полоске рисуем красные и синие рыбки — разложить на красные и синие тарелки; разложить в разные кучки листочки: красные, желтые, зелёные и т.п.
5. Для 3-4 летних детей задания на классификацию могут усложняться: отдели цветы от деревьев; посуду от мебели и т.п.
6. В 4-5 лет можно предложить детям выполнить аппликацию, не используя ножниц; более старшие дети выполняют аппликацию-мозаику из кусочков бумаги (Рис.2).
7. В 5-6 лет выкладывайте из полосок буквы или цифры в готовые рамки (Рис.3). Развивайте при этом навык примеривания, сравнения по длине оторванных полосок, отрывания лишних кусочков.
8. Можно использовать разнообразные игры с буквами и цифрами на полосках:
а) отдели буквы от цифр (Рис.4);
б) раздели на слова (Рис.5);
в) найди лишнюю букву (Рис.6) и т.д.
Игровые упражнения с бумагой, игры с разрыванием полосок занимают очень мало времени (1-3 минуты), что позволяет проводить их довольно часто, использовать в качестве контрольных заданий.
По материалам журнала «Игра и дети» (№7/2009)