Игровые упражнения с бумагой для малышей

09 Сен 2012, Автор: admin

Издавна народом было подмечено, что обучение детей в игре даже обычным житейским навыкам происходит легко и непринуждённо. Педагоги специально разрабаты­вают для маленьких детей игры с целями обучения. Существуют оригинальные системы дидактических игр для обучения и развития дошкольников, со­зданные известными педагогами.

«Концепцией дошкольного образования» выдвинута задача о построении «возможно более полной системы дидактических игр, пополнение её недостающих звеньев путём модифицирования имеющихся игр и создания новых». О первосте­пенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует факт провозглашения иг­ры Организацией Объединённых Наций универ­сальным и неотъемлемым правом ребёнка.

Но следует отметить, что в настоящее время идет вытеснение игры из педагогического процесса детского сада, замена её занятиями по типу школь­ных уроков. Происходит игнорирование основа­тельно разработанных и общепризнанных в психо­лого-педагогической науке теоретических положе­ний о значении игровой деятельности для развития ребёнка-дошкольника.

Первоначальной формой игры является игра с предметами (игрушками, предметами обихода, природным материалом), в соответствии с ведущей предметной деятельностью детей раннего возраста и ведущим наглядно-действенным типом мышле­ния в этом возрасте. Предметные игры помогают ребёнку освоить основные свойства предметов (цвет, форму, величину), отношения (пространст­венные, отношения части и целого); способствуют развитию тактильных ощущений, мелкой мускула­туры рук и готовят руки ребёнка к письму; развивают познавательные процессы (восприятие, мышле­ние, память и речь).

Предлагаем серию игровых упражнений с бумагой, ис­пользующих свойства бумаги — её не­прочность, возможность быть смятой и разорван­ной. У детей при этом развивается координация движений рук, сила пальцев, ручная умелость. Раз­рывание бумаги помогает готовить руки ребёнка к письму задолго до знакомства с шариковой ручкой, намного сокращая время на монотонные занятия по прописям.

Игры с разрыванием бумаги используются на протяжении всего периода раннего и дошкольного детства, постепенно усложняясь с возрастом детей.

1. Уже в 7-8 месяцев ребёнку можно давать большие газеты, показывая, как они шуршат, тре­щат при разрывании, сминаются. С газетами мож­но играть в «прятки». Но недопустимо позволять ребёнку рвать детские книжки, необходимо пока­зать их отличие от газет,

2. С 1-1,5 лет можно нарезать газеты полос­ками (с небольшими надрезами, чтобы легче разрывались) и давать их в обе ручки ребёнка. Показывать, как надо тя­нуть: «Раз, два, три! —Тяни!».

Рисунок 1

3. В 1,5-2 года игры с разрыванием полосок из бумаги шириной 1см должны стать постоянными в работе с дошкольниками, но учим ребёнка не тянуть полоску за концы, а разрывать её (вначале немно­го надорвать, затем в месте надрыва тянуть ручками в разные сторо­ны). Игровая задача должна ставиться каждый раз по-новому и быть интересной для ребёнка: сделаем «Снежки»; подготовим мягкую под­стилку для мышки, для птички (Рис.1); нарвём травку для зайчика, козлика (бумагу взять зелёную); сделаем «салатик» для куклы и т.д.

4. В 2-3 года начинаем использовать полоску с рисунками, для обучения ребёнка навыкам группировки. На полоске рисуем красные и синие рыбки — разложить на красные и синие тарелки; раз­ложить в разные кучки листочки: красные, желтые, зелёные и т.п.

5. Для 3-4 летних детей задания на классификацию могут ус­ложняться: отдели цветы от деревьев; посуду от мебели и т.п.

Рисунок 2

 

6. В 4-5 лет можно предложить детям выполнить аппликацию, не используя ножниц; более старшие дети выполняют апплика­цию-мозаику из кусочков бумаги (Рис.2).

Рисунок 3

7. В 5-6 лет выкладывайте из полосок буквы или цифры в гото­вые рамки (Рис.3). Развивайте при этом навык примеривания, сравне­ния по длине оторванных полосок, отрывания лишних кусочков.

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

8. Можно использовать разнообразные игры с буквами и цифра­ми на полосках:

а)    отдели буквы от цифр (Рис.4);

б)    раздели на слова (Рис.5);

в)    найди лишнюю букву (Рис.6) и т.д.

Игровые упражнения с бумагой, игры с разрыванием полосок занимают очень мало времени (1-3 ми­нуты), что позволяет проводить их довольно часто, использовать в качест­ве контрольных заданий.

По материалам журнала «Игра и дети» (№7/2009)