Методические материалы по правовому воспитанию дошкольников

19 Апр 2014, Автор: admin

Программу «Мои права и обя­занности», целью которой является ознакомление дошкольников с содержа­нием некоторых адаптированных статей Конвенции ООН о правах ребенка, предлагает для использования в до­школьных учреждениях. Н. Ю. Тан. Ею разработаны следующие конспекты за­нятий по знакомству детей с правами и обязанностями: «Что такое «Декларация прав человека»», «Конвенция о правах ребенка», «Что такое право», «Право на имя», «Право на жизнь», «Право на семью», «Право на развитие», «Право на образование», «Все люди разные, а права у них одинаковые», «Право на защиту», «Право ребенка на ме­дицинское обслуживание», «Право на особую защиту», «Права и обязанности ребенка».

Материалы пособия «Маленьким детям — большие права» призваны оказывать помощь педагогам в решении следующих задач: обеспечение детей знаниями, навыками, ценностными ори­ентирами для формирования правовой компетентности; развитие Я-сознания ребенка, свободы самовыражения и са­мопрезентации; формирование у детей навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведе­ния; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; приобщение детей к отечественным, этнокультурным и на­циональным ценностям. Авторы посо­бия для объяснения детям норм права используют художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные понима­нию дошкольников.

Следует согласиться с авторами пособия Л. К. Мячиной, Л. М. Зотовой, О. А. Даниловой и др. в том, что недостаточно разъяснить ребенку, что он обязан уважать права человека, необходима специальная тре­нировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольни­ков правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты. Од­нако обращает на себя внимание тот факт, что указанное пособие, ранее изданные методические материалы по ознакомлению детей с правами ребен­ка рассчитаны на достаточно высокий уровень подготовленности детей, не вполне пригодны для использования в работе с детьми, имеющими задержки в речевом развитии, уделяется мало внимания разработке методик по по­вышению правовой компетентности и по подготовке к правовоспитательной работе воспитателей и родителей.