Методические материалы по правовому воспитанию дошкольников
19 Апр 2014, Автор: adminПрограмму «Мои права и обязанности», целью которой является ознакомление дошкольников с содержанием некоторых адаптированных статей Конвенции ООН о правах ребенка, предлагает для использования в дошкольных учреждениях. Н. Ю. Тан. Ею разработаны следующие конспекты занятий по знакомству детей с правами и обязанностями: «Что такое «Декларация прав человека»», «Конвенция о правах ребенка», «Что такое право», «Право на имя», «Право на жизнь», «Право на семью», «Право на развитие», «Право на образование», «Все люди разные, а права у них одинаковые», «Право на защиту», «Право ребенка на медицинское обслуживание», «Право на особую защиту», «Права и обязанности ребенка».
Материалы пособия «Маленьким детям — большие права» призваны оказывать помощь педагогам в решении следующих задач: обеспечение детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности; развитие Я-сознания ребенка, свободы самовыражения и самопрезентации; формирование у детей навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; приобщение детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям. Авторы пособия для объяснения детям норм права используют художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников.
Следует согласиться с авторами пособия Л. К. Мячиной, Л. М. Зотовой, О. А. Даниловой и др. в том, что недостаточно разъяснить ребенку, что он обязан уважать права человека, необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты. Однако обращает на себя внимание тот факт, что указанное пособие, ранее изданные методические материалы по ознакомлению детей с правами ребенка рассчитаны на достаточно высокий уровень подготовленности детей, не вполне пригодны для использования в работе с детьми, имеющими задержки в речевом развитии, уделяется мало внимания разработке методик по повышению правовой компетентности и по подготовке к правовоспитательной работе воспитателей и родителей.