Моя педагогическая концепция

11 Сен 2012, Автор: admin

В моей педагогической концепции я сформулировала для себя каким должен быть настоящий детский сад, каким должен быть настоящий воспитатель.

Для меня детский сад – это творческая мастерская, весь социально-психологический микроклимат которой, создаёт условия для самореализации личности. Моя группа для ребёнка – это второй дом, где он проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живёт и, как губка, впитывает весь уклад и традиции детского сада. И это от меня зависит, полюбит ли ребёнок детский сад и будет с радостью бежать по утрам, а потом с тёплыми чувствами вспоминать его или возненавидит навсегда.

Для меня настоящий педагог – это тот человек, который умеет слышать ребенка, воспринимая жизнь точно так же. Одни называют это умение «врожденным воспитательным талантом», другие находят его корни в тщательно накопленном педагогическом опыте. Я же называю это способностью опуститься на уровень ребенка, способностью вести диалог, глядя ему в глаза. Но это у нас, взрослых так принято называть — «опуститься». Уместнее же, кажется, сказать – «подняться». Духовно подняться до уровня ребенка – чистого человека, впитывающего в себя, как губка, целый мир. Каждый день. И суметь удержаться на этом уровне, чтобы вызвать в ребенке доверие и желание идти за тобой и слышать тебя.

Умение рассмотреть и увидеть в ребенке прекрасное (а это прекрасное присутствует всегда и в каждом) и выстроить на этом всю систему педагогического общения с ребенком – труд благодарный, приносящий плоды. Ребенок оправдывает любовь и доверие к себе. У каждого из них есть огромнейший потенциал, который обязательно разольется в реку творчества, стоит только с нежностью отнестись к каждому детскому искреннему стремлению.

Мой опыт «детовождения» не так  уж мал (20 лет). Но, только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла, что верная дорога к сердцу ребенка через сказку, игру, фантазию. Поэтому в моей педагогической копилке – технология ТРИЗ, развивающие игры Б.Никитина, театральная педагогика, сказкотерапия, игротерапия.

Существует масса методик и технологий по развитию творческих способностей у дошкольников. Я же на протяжении нескольких лет углубленно занимаюсь проблемой развития творческих способностей через театрализованную деятельность. Почему именно «театр»? Театр – это всегда интересно, это праздник. Театрализованная деятельность  близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Формы и методы работы самые разные. Это – занятия, кружковая деятельность, семейный театр. В мои задачи не входит превращение театрализации в подготовку с   детьми хорошо отрепетированных представлений. Мы учимся импровизировать, фантазировать, воображать, взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, уметь делать выбор.

Совместное творчество детей, родителей и педагогов  по данной теме позволило собрать объемный «театральный чемоданчик», в котором:

— различные виды театрализованных игр и упражнений: с движениями, на имитацию голоса с использованием пальчикового театра, игры-пантомимы, игры-превращения, игры на развитие слухового развития и творческого воображения;

— различные виды этюдов: на развитие памяти, внимания, воображения, умение двигаться, общаться, на выражение основных эмоций, отдельных черт характера человека и животных, на пластику движений, с применением перчаточного театра, пальчикового и др.

Самая высокая оценка моего многолетнего труда и лучшая награда –  это искрящиеся радостью творчества глаза моих малышей и благодарные слова их родителей.

Педагогическая концепция подготовлена Инной Алексеевной Зверевой, воспитателем МДОУ №2 г. Медногорска Оренбургской области