Национально-региональный компонент в ДОУ. Презентация программы «Деревня Дружбы»

04 Июн 2013, Автор: admin

Национально-региональный компонент в ДОУСовременные социально-экономические условия актуализировали проблему включения национально-регионального компонента в образовательный процесс, ведь спрятавшись за высокие технологии, мы практически потеряли ту нить, которая связывает нас с прошлым, обеспечивает настоящее и ведет в будущее. Время показывает, что показать детям эту нить и укреплять ее необходимо как можно раньше за счет внедрения национально-регионального компонента в ДОУ.

Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к его традициям начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к  культуре народов разных национальностей.  Дети должны знать, чем славится их народ. В наших дошкольных учреждениях совместно с родителями за последние годы было собрано много материала о быте, культуре и традициях народов Оренбургской области: фотоальбомы «Народы Оренбуржья», фотографии подворий музея «Национальная деревня», тематические альбомы, макеты подворий, проекты и презентации. Весь накопленный материал и лег в основу программы «Деревня Дружбы».

Цель программы: Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья.

Задачи:

Образовательные

1.Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов».
2. Дать ориентиры понимания  социального и культурного развития разных народов.
3. Обогащать представления детей об окружающем их социальном мире.

Развивающие

1. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта  народов Оренбуржья.
2. Развивать стремление к познанию национальных традиций.
3. Развивать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.

Воспитательные

1. Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ.
2. Воспитывать бережное отношение к культурам народов.
3. Воспитывать чувство уважения к традициям других народов.

Программа реализуется с учетом  национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Оренбургской области.

Содержание программы реализуется в следующих модулях и темах:

Модуль I. «Многонациональный  край родной»

Тема 1.1. «Карта родного края». Беседа о крае. Оренбургская область на карте России. Рассматривание альбома «Оренбуржье мое». Чтение стихотворения И. Гавриловой «Оренбуржье». Беседа по прочитанному.

Тема 1.2. «История Оренбуржья». Беседа, рассказ об истории возникновения Оренбурга. Символика родного края. Рассматривание фотоальбомов  «Дружный мой край», «Национальная деревня».

Тема 1.3. «Народы Оренбуржья». Расширение знаний детей о народностях, населяющих наш край, о видах поселений. Формирование умения толерантного взаимодействия с окружающими и коммуникативные навыки. Выставка  рисунков «Оренбуржье многонациональное». Знакомство с песней В. Позднеева «Край Оренбургский». Разучивание стихов И. Гаврилова «Цвет у неба бирюзовый…», «Оренбуржье».  Дидактические игры: лото «Мой Оренбург», пазлы «Памятники Оренбурга»

Модуль II. «Наши друзья-татары»

Тема 2.1 . «Татарский национальный костюм». Рассматривание татарского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм».

Тема 2.2.  «Традиции татарского народа». Беседа о татарских народных традициях. Видеоролик «Открытие татарского подворья». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Татарские  народные  сказки «Шах-петух», «Падчерица».

Тема 2.3. «Татарские праздники». Беседа о татарских народных праздниках. Слушание песни  на слова татарского писателя  Г.Тукая «Су анасы».  Хоровод «Продаем горки». Татарский музыкальный инструмент  «Золотоголосая гармонь».

Тема 2.4. «Подвижная татарская игра «Сары буре». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры.  Обыгрывание.

Модуль III. «Великий русский народ»

Тема 3.1. «Русский национальный костюм». Рассматривание русского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм».

Тема 3.2. «Традиции  русского народа». Беседа о  русских народных традициях. Видеоролик «Открытие  русского подворья». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Хоровод «Во поле березка стояла».

Тема 3.3«Русские праздники». Беседа о  русских народных праздниках. Просмотр концерта Оренбургского народного хора.  Русские народные частушки. Русский  музыкальный народный инструмент  «Балалаечка моя!»

Тема 3.4. «Подвижная  русская игра «Коршун». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры.  Обыгрывание.

Модуль IV.  «Дружелюбные башкиры» 

Тема 4.1. «Башкирский национальный костюм». Рассматривание башкирского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм».

Тема 4.2. «Традиции башкирского народа». Беседа о башкирских народных традициях. Видеоролик «Открытие  башкирского подворья». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?».  Башкирская  народная  сказка «Шурале».

Тема 4.3. «Башкирские праздники». Беседа о башкирских народных праздниках. Башкирские народные песни. Хоровод «Хакысташ». Башкирский музыкальный инструмент  «Душевный курай…»

Тема 4.4. «Подвижная  башкирская игра «Тимербай». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры.  Обыгрывание.

Модуль V. «Хлебосольный украинский народ»

Тема 5.1. «Украинский национальный костюм». Рассматривание  украинского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм».

Тема 5.2.  «Традиции  украинского народа». Беседа о украинских народных традициях. Видеоролик «Открытие  украинского подворья». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Украинские  народные  сказки «Волк, собака и кот», «Бульба».

Тема 5.3. «Украинские праздники». Беседа о  украинских народных праздниках.  Народные  украинские мелодии.  Хоровод «Мельница».  Украинский музыкальный инструмент «Таинственная кобза».

Тема 5.4. «Подвижная  украинская игра  «Высокий  дуб». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры.  Обыгрывание.

Модуль VI. «Дружный народ Оренбуржья»

Тема 6.1. «Экскурсия в национальную деревню». Фото-сессия. Оформление видео-сборника и фотоальбома. Закрепить представления детей о музеи и его назначении. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного  города. Развивать умение вести себя в общественном месте. Выставка макетов « Национальное подворье».

Видеосюжет  «Изюминка Оренбурга – Национальная деревня».

6.2. «Праздник Урожая». Музыкальный досуг «Песни моего народа».

6.3. «Каждый по-своему маму  поздравит». Вечер стихов на разных языках.

6.4. Ярмарка «Национальные блюда».

6.5 «Мама, папа, я — многонациональная семья». Беседа о семье, семейных традициях. Фотоальбом «Моя семья». Совместные сочинения детей и родителей «Выходные в национальной деревне».

Формами подведения итогов реализации программы являются:

— выставки детских работ: « Оренбуржье многонациональное», «Национальное подворье»;
— фестиваль мастериц (мамы, бабушки): «Национальный костюм»;
— ярмарка домашней выпечки: «Национальное блюдо»;
— день народных игр;
— музыкальный досуг: «Песни моего народа»;
— игры-путешествия по Оренбургской области: «К бабушке в деревню»;
— выставка фотографий родителей на тему «Дружный мой край», «Моя семья»;
— совместные сочинения детей и родителей: «Выходные в национальной деревне».

Смотреть презентацию в полноэкранном режиме/скачать презентацию

.

Ничто так не украшает наше жизненное пространство, как цветы. Это великолепие природы радует глаз и обогащает интерьер дома, коттеджа, дачи, садового участка. На сайте Флориум, здесь, Вы можете заказать «живую красоту». Вас приятно удивит разнообразие ассортимента, удобство заказа и доступные цены.