Организация методической работы в экспериментальном ДОУ
23 Окт 2012, Автор: adminВоспитательно-образовательный процесс в детском саду подчинен решению определённых педагогических задач. Эти задачи прописаны в программе, по которой работает детский сад.
Качество воспитательно-образовательной работы зависит непосредственно от самого педагога, от его квалификации, от того, какие методы и приёмы применяет педагог при решении этих задач. Педагоги довольно часто испытывают затруднение в выборе наиболее оптимальных методик, которые и позволяют решать им дидактические задачи. Помочь педагогу в этом выборе — и есть основная задача методической службы в детском саду. Сегодня реальный уровень постановки методической работы в ДОУ становится одним из важнейших критериев его деятельности.
В МДОУ № 453 ведётся опытно-экспериментальная работа по теме: Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. В экспериментальной работе участвуют все педагогические работники: воспитатели, специалисты.
Выстраивание модели организации методической работы в ДОУ осуществляется в 3-х направлениях:
— работа с педагогическим коллективом;
— работа с конкретным педагогом;
— работа с системой общего дошкольного образования.
1 направление. Работа с педагогическим коллективом строится на формировании коллектива единомышленников. На каждый учебный год составляется перспективный тематический план консультативных заседаний в соответствии с годовыми задачами МДОУ, определяется их периодичность. На перовом педагогическом совете мы подробно рассматриваем цели, задачи, мероприятия, запланированные на год. Педагогам должны быть ясны и понятны предъявляемые к ним требования.
Формы проведения консультативных заседаний разнообразны: это и ролевая игра, где имитируется деятельность педагога по овладению методами, мозговой штурм, практические игровые семинары, интеллектуальные разминки, с целью овладения конкретным методом с использованием опорных сигналов, схем, моделей.
Стала традиционной организация выставок дидактических пособий, разработанных педагогами ДОУ, поэтому существенно изменилась предметно-развивающая среда групповых комнат, которые пополнились развивающими пособиями.
2 направление. Переход к личным программам саморазвития педагогов изменило содержание педагогической и методической работы в детском саду. У педагога появились две новые дополнительные функции: экспериментальная и исследовательская. Это позволило развить у педагогов умение самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность по приобретению новых знаний, контролировать и анализировать результаты работы по саморазвитию. Новые функции педагога — экспериментальная и исследовательская реализуются через ведение индивидуальной темы, которая и определяет линию саморазвития педагога. Индивидуальные темы.
- Использование мультимедийного пособия «Чикко и вселенная» в ознакомление детей 2-3 лет с именами признаков.
- Составление предложений по модели (средний возраст).
- Формирование диалектического мышления (Матрица противоположностей) (старший возраст).
- Приёмы схематизации при составлении загадок (старший возраст).
- Системный оператор как средство ознакомления с окружающим миром (старший возраст).
- Использование моделей по ФИЗО (старший возраст).
- Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста созданию новых вариантов игр.
- Какой признак есть причина сказочных проблем?
- Математика вокруг нас.
- Жизненные правила, спрятанные вокруг нас.
Работая по индивидуальным темам, педагог должен ощущать востребованность результатов труда, понимать самоценность своих наработок. На педагогическом совете воспитатель делится своим наработанным опытом, проводит открытые мероприятия с детьми и автоматически становится консультантом для других педагогов по своей теме.
Вместе с тем, не каждый педагог может самостоятельно удовлетворить потребность в профессиональном росте. С этой целью создано специальное образовательное пространство: библиотека, накоплены и систематизированы видеоматериалы с записями практических семинаров и занятий, подобрана методическая литература, составлены картотеки, собран передовой педагогический опыт работы экспериментальных площадок.
3 направление. Работа с системой общего дошкольного образования строится через участие педагогов в различных конкурсах, мероприятиях, проводимых районным и городским управлениями, также через участие педагогов во всероссийских стажировках.
Мы стараемся организовать методическую работу в ДОУ так, чтобы самообразование педагогов стало их потребностью. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Методическая работа в системе инновационной работы занимает особое место, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию творческой деятельности. Мы хотим видеть своих педагогов образованными, интеллектуальными людьми, владеющими грамотной красивой речью, умением управлять своим темпераментом. Безусловно, невозможно требовать, чтобы это был идеальный человек, без недостатков, но важно, чтобы это была личность, находящаяся в процессе постоянной работы над собой, ведь воспитание — это, в первую очередь, процесс самовоспитания.
Внедрение инновационной технологии эффективно сказалось на изменении содержания методической службы и способствовало повышению уровня профессионального мастерства каждого педагога и деятельности коллектива в целом. Эта работа является началом существенных изменений в содержании дошкольного образования.
Из опыта работы М.Н. Романенко, заместитель заведующего по ВМР МДОУ №453 г. Челябинска