Организация методической работы в экспериментальном ДОУ

23 Окт 2012, Автор: admin

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду подчинен решению определённых педагогических задач. Эти задачи прописаны в программе, по которой работает детский сад.

Качество воспитательно-образовательной работы зависит непос­редственно от самого педагога, от его квалификации, от того, какие ме­тоды и приёмы применяет педагог при решении этих задач. Педагоги до­вольно часто испытывают затруднение в выборе наиболее оптимальных методик, которые и позволяют решать им дидактические задачи. Помочь педагогу в этом выборе — и есть основная задача методической службы в детском саду. Сегодня реальный уровень постановки методической рабо­ты в ДОУ становится одним из важнейших критериев его деятельности.

В МДОУ № 453 ведётся опытно-экспериментальная работа по теме: Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. В экспериментальной работе участвуют все педаго­гические работники: воспитатели, специалисты.

Выстраивание модели организации методической работы в ДОУ осуществляется в 3-х направлениях:

—   работа с педагогическим коллективом;

—   работа с конкретным педагогом;

—   работа с системой общего дошкольного образования.

1  направление. Работа с педагогическим коллективом строится на формировании коллектива единомышленников. На каждый учебный год составляется перспективный тематический план консультативных заседа­ний в соответствии с годовыми задачами МДОУ, определяется их перио­дичность. На перовом педагогическом совете мы подробно рассматриваем цели, задачи, мероприятия, запланированные на год. Педагогам должны быть ясны и понятны предъявляемые к ним требования.

Формы проведения консультативных заседаний разнообразны: это и ролевая игра, где имитируется деятельность педагога по овладению мето­дами, мозговой штурм, практические игровые семинары, интеллектуаль­ные разминки, с целью овладения конкретным методом с использованием опорных сигналов, схем, моделей.

Стала традиционной организация выставок дидактических пособий, разработанных педагогами ДОУ, поэтому существенно изменилась пред­метно-развивающая среда групповых комнат, которые пополнились раз­вивающими пособиями.

2  направление. Переход к личным программам саморазвития пе­дагогов изменило содержание педагогической и методической работы в детском саду. У педагога появились две новые дополнительные функции: экспериментальная и исследовательская. Это позволило развить у педаго­гов умение самостоятельно организовывать и планировать свою деятель­ность по приобретению новых знаний, контролировать и анализировать результаты работы по саморазвитию. Новые функции педагога — экспери­ментальная и исследовательская реализуются через ведение индивидуаль­ной темы, которая и определяет линию саморазвития педагога. Индивидуальные темы.

  1. Использование мультимедийного пособия «Чикко и вселенная» в ознакомление детей 2-3 лет с именами признаков.
  2. Составление предложений по модели (средний возраст).
  3. Формирование диалектического мышления (Матрица противопо­ложностей) (старший возраст).
  4. Приёмы схематизации при составлении загадок (старший возраст).
  5. Системный оператор как средство ознакомления с окружающим миром (старший возраст).
  6. Использование моделей по ФИЗО (старший возраст).
  7. Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста созда­нию новых вариантов игр.
  8. Какой признак есть причина сказочных проблем?
  9. Математика вокруг нас.
  10. Жизненные правила, спрятанные вокруг нас.

Работая по индивидуальным темам, педагог должен ощущать вос­требованность результатов труда, понимать самоценность своих нарабо­ток. На педагогическом совете воспитатель делится своим наработанным опытом, проводит открытые мероприятия с детьми и автоматически ста­новится консультантом для других педагогов по своей теме.

Вместе с тем, не каждый педагог может самостоятельно удовлетво­рить потребность в профессиональном росте. С этой целью создано спе­циальное образовательное пространство: библиотека, накоплены и систе­матизированы видеоматериалы с записями практических семинаров и за­нятий, подобрана методическая литература, составлены картотеки, собран передовой педагогический опыт работы экспериментальных площадок.

3 направление. Работа с системой общего дошкольного образова­ния строится через участие педагогов в различных конкурсах, меропри­ятиях, проводимых районным и городским управлениями, также через участие педагогов во всероссийских стажировках.

Мы стараемся организовать методическую работу в ДОУ так, чтобы самообразование педагогов стало их потребностью. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Методическая работа в системе инновационной работы занимает особое место, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию творческой деятельности. Мы хотим видеть своих педагогов образованными, интеллектуальными людьми, владеющими грамотной красивой речью, умени­ем управлять своим темпераментом. Безусловно, невозможно требовать, чтобы это был идеальный человек, без недостатков, но важно, чтобы это была личность, находящаяся в процессе постоянной работы над собой, ведь воспитание — это, в первую очередь, процесс самовоспитания.

Внедрение инновационной технологии эффективно сказалось на из­менении содержания методической службы и способствовало повышению уровня профессионального мастерства каждого педагога и деятельности коллектива в целом. Эта работа является началом существенных измене­ний в содержании дошкольного образования.

Из опыта работы М.Н. Романенко, заместитель заведующего по ВМР МДОУ №453 г. Челябинска