Понятие лидерства в группах детей

16 Апр 2016, Автор: admin

Считаем, что изучение стилей лидерства в группах детей невозможно без анализа более широкого понятия «лидерство» и его трактовок в социальной психологии.

Не одно столетие развитие лидерства изучается представителями различных научных направлений. Феномен данного явления пытались познать Конфуций, Аристотель, Платон, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Г. Лебон, Г. Тард, М. Вебер, Г. Лассуэлл, Г. Моска, В. Парето, З. Фрейд, Н. Михайловский и многие др. В современном мире как западные, так и отечественные ученые достаточно широко освещают проблемы лидерства в обществоведческой литературе. Из представителей западной науки данным вопросом занимались Р. Богардус, Ж. Блондель, Б. Басе, Д. Дженнингс, К. Левин, Р. Стогдилл, Р. Такер, С. Хук, А. Херманн и другие. В отечественной литературе данной проблеме посвящены исследования Г.К. Ашина, И.В. Волкова, И.Р. Колтуновой, Л.И. Кравченко, Р.Л. Кричевского, Е.С. Кузьмина, Б.П. Парыгина и др.

Анализ социально-психологической литературы показал наличие разнообразных подходов к определению феномена лидерства. Р. Стогдилл отмечал, что сегодня количество дефиниций лидерства соответствует количеству авторов, дающих определения данному понятию. Наличие такого разнообразия объясняется тем, что феномен лидерства является многоаспектным, а проблема его пока недостаточно разработана. Однако концептуальные разночтения изучаемого явления не мешают психологам сойтись в едином мнении о том, что лидерство является «проявлением межличностного влияния во взаимоотношениях членов группы».

Следует отметить еще одну особенность понятия лидерства: часто его определение имеет некоторые сходства с определениями понятий «руководство», «авторитет», «власть» и т.п. На это обращали внимание отечественные и зарубежные исследователи.

Часто феномен лидерства сравнивают с феноменом руководства. При этом некоторые авторы отмечают специфичность феномена лидерства и отрицают его связь с какими-либо другими понятиями. Данное утверждение позволяет ученым рассматривать лидерство как специфическое явление, дифференцировать его с другими понятиями и делать соответствующие терминологические уточнения.

В работах зарубежных исследователей-психологов наблюдается смешение понятий официального и неофициального лидерства. На это обращал внимание Р.Л. Кричевский и отмечал серьезный недостаток подобного подхода к изучению обозначенной проблемы. По его мнению, в работах зарубежных авторов проявляется методологическая небрежность, которая приводит к изучению лидерства в целом, без выделения тех или иных его аспектов.

Долгое время популярной была теория черт лидерства, которая придерживается позиции врожденности и неповторимости свойств лидера и рассматривает социально-психологический феномен лидерства как совокупность выдающихся черт личности, которые помогают человеку выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть. К этим качествам относят ум и энергичность, тактичность и чувство юмора, способность привлекать и удерживать на себе внимание, силу духа и характера и некоторые другие. Согласно данной теории исследователи изучали универсальные черты и считали, что они присущи для большинства их них. Однако в данной теории был выделен существенный недостаток, который заключается в понимании лидерства как врожденного качества и не позволяет рассматривать лидерство как формируемое в социальных условиях явление.

Выделенный недостаток привел к новому этапу изучения лидерства – к становлению концепции лидерского поведения, в соответствии с которой и были выделены три лидерских стиля: авторитарный, демократический пассивный (К. Левин). Эти стили существенно отличаются по своей природе, имеют сильные и слабые стороны (см. рисунок).

лидерство в дошкольном возрасте

Изучая феномен лидерства нельзя не затронуть такое его направление как «ситуативное лидерство» (Р. Стогдилл). В данном случае речь идет не о чертах характера, а о проявлении лидерских качеств в определенной ситуации, которых может и не быть при других обстоятельствах. Согласно К. Левину, лидерству присущи три стиля. Однако современные исследователи предлагают более широкую классификацию, предполагающую также учет ситуации, в которой может быть использован тот или иной стиль (см. рисунок).

лидерство в дошкольном возрасте

Отличительной особенностью изучения лидерства в отечественной социальной психологии является связь данного явления с реальными социальными группами. Отечественные исследователи рассматривают лидерство как один из элементов групповой жизнедеятельности.