О проблеме лидерства в дошкольном возрасте

15 Апр 2016, Автор: admin

Актуальность темы обусловлена сложившейся социально-экономической ситуацией в России, кода активность личности и ее умение влиять на других людей приобрели особую значимость.

Сегодня уже с дошкольного возраста уделяется внимание становлению у ребенка инициативности и самостоятельности, способности к самоорганизации и к эффективному взаимодействию с другими детьми в детской субкультуре. Это становится возможным при выработке у ребенка лидерских качеств.

Изучение лидерства в целом и проявлений лидерства в дошкольном возрасте в группах детей является значительной проблемой детской психологии, аспекты которой еще недостаточно исследованы и требуют дальнейшего теоретического осмысления и экспериментальной проверки.

Гуманитаризация образования предъявляет сегодня серьезные требования к человековедческим дисциплинам. Первостепенной их задачей становится максимальная работа по «раскрытию в человеке его активного личностного потенциала» (Т.В. Каширских).

Основной наукой, исследующей генезис субъектной личностной активности, является психология.

Возрастным периодом, в котором наблюдается фактическое первоначальное складывание личности и становление ее внутренней позиции, является период старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит в деятельности ребенка выстраивание иерархии мотивов и ценностей. К концу старшего дошкольного возраста наблюдается становление социальной активности, происходит формирование личностного реагирования, особенности которого становятся все более устойчивыми.

Поэтому считаем, что данный возрастной период представляет существенный интерес в изучении проблемы лидерства, как умения ребенка влиять на окружающих и активизировать их. Отсюда видим, что качества лидера и уровень его влияния невозможно оценить вне групповой структуры. Само проявление лидерства есть не что иное как «система отношений в этой структуре» (Г.М. Андреева). Лидерство – это групповой, динамический феномен, который может возникнуть только при живом контакте с социальной средой. Мы предположили, что изучение личности лидера будет более эффективно, если рассматривать ее в групповом контексте, а именно на уровне малой группы. Поэтому для изучения мы избрали не лидеров как таковых, а стили проявления лидерства в дошкольном возрасте в группах детей.

Цель нашей работы заключается в теоретическом изучении и описании стилей лидерства в дошкольном возрасте в группах детей.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить понятие лидерства в целом и применительно к группе детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать психолого-педагогический аспект развития лидерства дошкольном возрасте.

3. Рассмотреть стили лидерства в дошкольном возрасте в группах детей.