План-конспект теоретико-методического семинара по проблеме развития творческих способностей детей. Занятие 1.
04 Окт 2012, Автор: adminПредлагаем Вашему вниманию план-конспект теоретико-методического семинара по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста», представленный в обобщении опыта работы С.В. Кузнецовой, заведующей МДОУ №67, г. Тольятти.
Цель: расширить знания воспитателей о сущности, структуре, условиях и закономерностях развития творческих способностей детей.
Основные вопросы: способности, их виды, природа способностей, творчество, творческие способности, их структура, креативность, источники развития творческих способностей.
Занятие 1. Сущность и содержательная характеристика творческих способностей детей
Проблема развития творческих способностей личности предполагает трактовку природы и содержания данного понятия. Определение творчества дает толковый словарь русского языка, словарь «Психология». Исследование творческих способностей в психолого-педагогической литературе связывается с развитием общих и специальных способностей. В первую очередь, мы исходим из теоретических концепций, развитых в работах Б.М. Теплова и С Л. Рубинштейна. Под способностями Б.М. Теплов понимает индивидуально-психологические особенности человека, считает, что они являются результатом развития, существуют только в движении, зависят от задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. В современных исследованиях творчество описывается как способ бытия личности (Г.Г. Панкова); высшая стадия развития личности (К.А. Абульханова-Славская); многомерное обширное пространство человеческой культуры (А. Шаховской); механизм развития (Я.А. Пономарев, А.Н. Лощилин) и др. Психологической основой творческой деятельности Л.С. Выготский называет воображение, которое в структуре творческих способностей проявляется как познавательное (СМ. Дьяченко), инициативное, богатое и творческое (Б.М. Теплов).
Исследователь проблем психологии творчества А.Н. Лук перечисляет характерные особенности, присущие творческим способностям: гибкость и ассоциативность мышления; умение видеть проблему там, где её не видят другие и т.д. Д. Гилфорд установил, что творческим личностям свойственно дивергентное мышление, которое характеризуется быстротой — способность высказывать максимальное количество идей; гибкостью — способность высказывать широкое многообразие идей; оригинальностью — способность порождать новые нестандартные идеи; законченностью — способность совершенствовать свой «продукт».
Л.С. Выготский выделяет два вида человеческой деятельности: воспроизводящую или репродуктивную, комбинирующую или творческую. Н.С. Лейтес считал, что универсальными условиями развития любой деятельности, в том числе и творческой, является активность и саморегуляция, подчеркивал значимость гибкости ума. В.Н. Дружинин выделяет понятие «креативность» — это свойство, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда, формируется по принцип}’ «если…, то», раскрывает источники формирования креативности. A.M. Матюшкин рассматривал творческие способности как синтетическую структуру, в которой доминирующая роль принадлежит познавательной мотивации, а А.Г. Асмолов — как способность действовать в неопределенных условиях. Исследования Т.А. Барышевой доказывают, что без эмоционального переживания невозможно творить и создавать новые образы, она предлагает обобщенный портрет творчески одаренного человека, дает характеристику показателей.
Задания на закрепление материла:
1. Дайте определение понятия «способности» и охарактеризуйте творческую деятельность ребенка и взрослого, выделите общие и отличительные черты.
2. Составьте таблицу «Структурные компоненты творческих способностей».
3. Разработайте портрет творческой личности, адаптируйте его содержание к периоду дошкольного возраста.
Кроме того, Вы можете посмотреть теоретичесике основы темы. В последующих статьях ищите продолжение (занятие 2).