План-конспект теоретико-методического семинара по проблеме развития творческих способностей детей. Занятие 1.

04 Окт 2012, Автор: admin

Предлагаем Вашему вниманию план-конспект теоретико-методического семинара по теме: «Развитие  творческих способностей детей дошколь­ного возраста», представленный в обобщении опыта работы С.В. Кузнецовой, заведующей МДОУ №67, г. Тольятти.

Цель: расширить знания воспитателей о сущности, структуре, усло­виях и закономерностях развития творческих способностей детей.

Основные вопросы: способности, их виды, природа способностей, творчество, творческие способности, их структура, креативность, источ­ники развития творческих способностей.

Занятие 1. Сущность и содержательная характеристика творческих способностей детей

Проблема развития творческих способностей личности предполагает трактовку природы и содержания данного понятия. Определение творчес­тва дает толковый словарь русского языка, словарь «Психология». Иссле­дование творческих способностей в психолого-педагогической литературе связывается с развитием общих и специальных способностей. В первую очередь, мы исходим из теоретических концепций, развитых в работах Б.М. Теплова и С Л. Рубинштейна. Под способностями Б.М. Теплов по­нимает индивидуально-психологические особенности человека, считает, что они являются результатом развития, существуют только в движении, зависят от задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. В современных исследованиях творчество описывается как способ бытия личности (Г.Г. Панкова); высшая стадия развития личности (К.А. Абульханова-Славская); многомерное обширное пространство человеческой куль­туры (А. Шаховской); механизм развития (Я.А. Пономарев, А.Н. Лощилин) и др. Психологической основой творческой деятельности Л.С. Выгот­ский называет воображение, которое в структуре творческих способностей проявляется как познавательное (СМ. Дьяченко), инициативное, богатое и творческое (Б.М. Теплов).

Исследователь проблем психологии творчества А.Н. Лук перечис­ляет характерные особенности, присущие творческим способностям: гиб­кость и ассоциативность мышления; умение видеть проблему там, где её не видят другие и т.д. Д. Гилфорд установил, что творческим личностям свойственно дивергентное мышление, которое характеризуется быстро­той — способность высказывать максимальное количество идей; гибкос­тью — способность высказывать широкое многообразие идей; оригиналь­ностью — способность порождать новые нестандартные идеи; закончен­ностью способность совершенствовать свой «продукт».

Л.С. Выготский выделяет два вида человеческой деятельности: вос­производящую или репродуктивную, комбинирующую или творческую. Н.С. Лейтес считал, что универсальными условиями развития любой де­ятельности, в том числе и творческой, является активность и саморегуля­ция, подчеркивал значимость гибкости ума. В.Н. Дружинин выделяет по­нятие «креативность» — это свойство, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда, формируется по принцип}’ «если…, то», раскрывает источники формирования креативности. A.M. Матюшкин рассматривал творческие способности как синтетическую структуру, в которой доминирующая роль принадлежит познавательной мотивации, а А.Г. Асмолов — как способность действовать в неопределенных условиях. Исследования Т.А. Барышевой доказывают, что без эмоционального пе­реживания невозможно творить и создавать новые образы, она предлагает обобщенный портрет творчески одаренного человека, дает характеристику показателей.

Задания на закрепление материла:

1. Дайте определение понятия «способности» и охарактеризуйте творческую деятельность ребенка и взрослого, выделите общие и отличи­тельные черты.
2. Составьте таблицу «Структурные компоненты творческих спо­собностей».
3. Разработайте портрет творческой личности, адаптируйте его со­держание к периоду дошкольного возраста.

Кроме того, Вы можете посмотреть теоретичесике основы темы. В последующих статьях ищите продолжение (занятие 2).