Феномены развития одаренности детей дошкольного возраста. Вступление

04 Сен 2012, Автор: admin

Возраст 5-8 лет иногда называют золотым периодом по богатству проявлений творчества ребенка. Это пора интенсивного и самостоятельного творчества. Именно в этом возрасте творческая деятельность детей не знает своих пределов, сплошь и рядом порождая у родителей ошибоч­ное мнение об исключительной одаренности своих детей. К сожалению, ближайшие годы разбивают эту иллюзию. По мнению специалистов, с воз­растом образная впечатлительность ослабевает, повышается критичность мышления, к тому же накапливаются шаблоны и штампы, появляются стереотипы мышления. Естественное детское творчество исчезает.

Выявляя феноменологию одаренности детей дошкольного возраста, мы выделяем биологическую, психологическую, социокультурную, духовно-нравственную природу данного феномена. В последующих статьях мы рассмотрим каждую из данных составляющих феномена развития и ста­новления одаренности детей дошкольного возраста (переходите по ссылкам):

Биологический феномен одаренности дошкольников

Психологический феномен развития одаренности ребенка

Социокультурный феномен развития одаренности детей

Духовно-нравственный феномен развития одаренности детей

Феномен творческого саморазвития ребенка дошкольного возраста

В статьях Вы можете найти ссылки на следующие литературные источники:

1. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира [Текст] / В.В. Абраменкова. — М.: Эко, 1999. — 224 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: избр. пси­ холог, труды / Л.И. Божович; ред. Д.И. Фельдштейн. — М.: Ин-т практ. психоло­ гии. 2001.-532 с.

3. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. — Смоленск: Русич, 1997. — 576 с.

4. Вохмякова, И.Н. Воспитание эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности [Текст] : автореф. дис…. канд. пед. наук / И.Н. Вохмякова. — Екатеринбург, 2002. — 22 с.

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.

6. Рахимов, А.З. Словарь-справочник по нравологии [Текст] / А.З. Рахи­мов. — Уфа: Творчество. — 299 с.

7. Фельдштейн, Д.И. Сущностные особенности современного детства и за­дачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. — 2009. — № 1. — С. 212.

8. Яфальян, А.Ф. Учимся жить у великих: к вопросу о талантливых детях [Текст] / А.Ф. Яфальян // Одаренные дети дошкольного возраста XXI: предпо­сылки, факторы и перспективы развития. — Челябинск: Изд-во ИИМУМЦ «Об­разование», 2009. — 225 с.

.

Подготовлено по научным материалам Л.В. Трубайчук, д.п.н.,  зав. кафедрой педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск