Развитие креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

27 Апр 2012, Автор: admin

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная система образования еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает у детей интерес к познанию и поисково-исследовательскую деятельность как таковую. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

На современном этапе необходимо выйти на новый уровень творческой педагогики, который позволяет развивать у детей стремление к открытиям, творческие способности, которые имеют большое значение для формирования у подрастающего поколения навыков познавательно-исследовательской деятельности.

Проблема развития креативных способностей у детей неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. Необходимость развития креативных способностей у детей в дошкольном возрасте отмечали многие отечественные и зарубежные ученые: Л.А. Венгер, П.В. Веракса, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, В. Кудрявцев, Б.П. Никитин, Неменский, А. Савенков, А.Э. Симановский, В. Синельников, И. Смолярчук, Л. Стрелкова, П. Торранс и др.

В. Кудрявцев и В. Синельников считают, что «творческий потенциал ребенка может быть сведен в очень огрубленном виде к четырем основным слагаемым: реализму воображения, умению видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательному характеру творческих решений и детскому экспериментированию…». В процессе своего исследования мы воспользовались именно этой классификацией креативных способностей детей.

Н.А. Рыжова, выдвигая принцип проблемности в экологическом образовании, уделяет большое внимание созданию воспитателем проблемных ситуаций, использовании детского экспериментирования и творческих заданий с целью развития у детей способностей к творческому применению полученных знаний.

Опираясь на исследования Н.А. Рыжовой и учитывая, что проблема развития креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности изучена недостаточно, мы уделили особое внимание решению задач образовательной области «Познание».

Нами была разработана система работы по развитию креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Ее основу составили:

1. Предметно-развивающая среда, способствующая развитию креативных способностей детей.

2. Система интегрированных деятельностей, построенных на основе творческой проблемной ситуации, с использованием детского экспериментирования и активного наблюдения в процессе ознакомления с краеведческим материалом, а также методов стимуляции творческой активности детей.

3. Творческие задания, игры и упражнения с использованием природного материала.

4. Творческое экспериментирование и активное наблюдение на участке детского сада.

5. Организация просвещения педагогов и родителей по развитию креативных способностей дошкольников.

6. Комплексные мероприятия (праздники, развлечения, КВНы и т.д.).

Планируя свою работу, мы учитывали следующие условия: комплексный подход к использованию разнообразных форм и методов активизации творческого мышления; построение познавательно-исследовательской деятельности на основе структурно-функциональной модели развития креативных способностей детей; организацию предметно-развивающей среды, направленной на развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста; включение регионального компонента в содержание познавательно-исследовательской деятельности; целенаправленную работу с родителями и педагогами по проблеме развития креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности.

Нами была разработана структурно-функциональная модель развития креативных способностей дошкольников, на основе которой мы и строили нашу работу.

Основная цель нашей работы, согласно структурно-функциональной модели – развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Эта цель конкретизировалась в задачах развития конкретных креативных способностей (по классификации В. Кудрявцева и В. Синельникова): развитие творческого воображения, развитие творческого мышления, развитие умения видеть целое раньше частей, развитие способности к оригинальным творческим решениям и развитие способности к преобразованию заданий.

Мы учитывали, что развитие креативных способностей у детей осуществляется в процессе взаимодействия ребенка с родителями и педагогами и будет эффективным лишь при условии создания специальных педагогических условий для того, чтобы это взаимодействие было направлено на развитие креативности. Для создания этих условий мы использовали предметно-развивающую среду, включающую в себя компоненты развития креативности (творческие задания, логические задачи, «дорисуйки» и т.д.), методы активизации творческого мышления детей (метод «мозговой атаки», метод фокальных объектов и др.) и организацию просвещения родителей и педагогов по вопросу развития креативных способностей дошкольников.

Мы отметили, что развитие креативных способностей может протекать лишь в процессе деятельности, в которой мы выделили особые виды, способствующие развитию креативности – это творческие и развивающие игры, детское экспериментирование, все продуктивные виды деятельности и активное наблюдение. Данные виды деятельности реализовывались в НОД и в свободной деятельности детей на основе краеведческого материала.