Социокультурный феномен развития одаренности детей

05 Сен 2012, Автор: admin

Социокультурный феномен развития одаренности детей дошколь­ного возраста объясняется тем, что творческая самореализация личности приобретает всё большее значение в современных социокультурных условиях, когда высокоразвитое творческое мышление и активное, творчески инициативное отношение к явлениям окружающей действительности рас­сматривается в обществе как высшая ценность.

Особое место в социальном развитии личности ребенка дошкольного возраста принадлежит освоению культурного наследия. Современные концепции образования в большинстве своем ориентированы на формирова­ние личности, способной эмоционально откликаться, творчески усваивать и преумножать ценности отечественной и мировой культуры. Сила культу­ры заключена в ее порождающих и творческих возможностях (Л.С. Выгот­ский). Овладение творчеством в любой сфере человеческой деятельности возможно только на основе достижений культуры, использовании ее памя­ти. Культура — это саморазвивающаяся система. И только личность с бога­тым творческим потенциалом способна стать творцом, влиять на культуру, жить в ней, активно присваивать и преумножать ее ценности.

Художественное развитие человечества, отмечает Ю.Б. Борев, пред­ставляет собой два встречных процесса: 1) от синкретизма к образованию отдельных видов искусств; 2) от отдельных искусств — к их синтезу [2]. Необходимость существования различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать до­статочно полную картину мира. Такую картину могут дать только все виды искусства, вместе взятые, только вся художественная культура че­ловечества в целом. Для развития культуры личности в равной степени важно знать и специфику каждого вида, и их взаимодействие, а так же их знаково-символическую систему.

В данном возрасте одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой-либо творческой деятельности. Характер развития художественно-твор­ческой одаренности в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультур­ной среды, опосредованных деятельностью ребенка (игровой, художест­венной, трудовой), а также личностной активностью самого ребенка, его способности к саморазвитию. Лучшие достижения дошкольника в облас­ти освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми.

В рамках нашего исследования ребенок, обладающий художествен­но-творческой одаренностью проявляет самостоятельность, инициативу и любознательность при рассматривании и в обследовании произведения искусства, дает оценку его основным эстетическим характеристикам, отра­жает понимание выбора средств выразительности художника в соответс­твии с замыслом в содержании суждений. Такой ребенок демонстрирует в речи, жестах эстетические чувства, является инициатором искусствовед­ческой беседы, с увлечением занимается творческой (музыка, театр, ИЗО, хореография) деятельностью. Художественно-творчески одаренный ребенок работает самостоятельно, предлагает свои идеи, свободно входит в нестандартную ситуацию, охотно экспериментирует, легко выбирает необходимые для осуществления замысла изобразительные и технические средства, испытывает удовольствие от эстетической деятельности, знает, как сделать работы еще лучше.

Феномен целенаправленного социального развития ребенка до­школьного возраста в контексте культуры приобретает новое качественное своеобразие. 1о уже не просто процесс трансляции, передачи культуры в форме знаний и умений, а собственно погружением культуру, которая становится открытой для обогащения каждым субъектом. Становясь «цен­тральным феноменом культуры» (В.В. Сериков), образование начинает взаимодействовать с ребенком, а ребенок с образованием в том смысле, как человек творит культуру, а культура — человека. М.С. Каган). Детство — это не «социальный питомник» (Д.И. Фельдштейн), а социальное состо­яние в котором взаимодействуют дети и взрослые. Дошкольник, познаю­щий жизнь, склонный к творческой деятельности, особенно нуждается в обретении взрослых смыслов жизни и поддержке его развивающихся спо­собностей. Активное постижение смыслов жизни, развитие одаренности у ребенка данной возрастной группы происходит через вопросы к взросло­му или в игре, как ведущей деятельности дошкольника, в художественно-творческой деятельности.

.

Подготовлено по научным материалам Л.В. Трубайчук, д.п.н.,  зав. кафедрой педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск