Социокультурный феномен развития одаренности детей
05 Сен 2012, Автор: adminСоциокультурный феномен развития одаренности детей дошкольного возраста объясняется тем, что творческая самореализация личности приобретает всё большее значение в современных социокультурных условиях, когда высокоразвитое творческое мышление и активное, творчески инициативное отношение к явлениям окружающей действительности рассматривается в обществе как высшая ценность.
Особое место в социальном развитии личности ребенка дошкольного возраста принадлежит освоению культурного наследия. Современные концепции образования в большинстве своем ориентированы на формирование личности, способной эмоционально откликаться, творчески усваивать и преумножать ценности отечественной и мировой культуры. Сила культуры заключена в ее порождающих и творческих возможностях (Л.С. Выготский). Овладение творчеством в любой сфере человеческой деятельности возможно только на основе достижений культуры, использовании ее памяти. Культура — это саморазвивающаяся система. И только личность с богатым творческим потенциалом способна стать творцом, влиять на культуру, жить в ней, активно присваивать и преумножать ее ценности.
Художественное развитие человечества, отмечает Ю.Б. Борев, представляет собой два встречных процесса: 1) от синкретизма к образованию отдельных видов искусств; 2) от отдельных искусств — к их синтезу [2]. Необходимость существования различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Такую картину могут дать только все виды искусства, вместе взятые, только вся художественная культура человечества в целом. Для развития культуры личности в равной степени важно знать и специфику каждого вида, и их взаимодействие, а так же их знаково-символическую систему.
В данном возрасте одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой-либо творческой деятельности. Характер развития художественно-творческой одаренности в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованных деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой), а также личностной активностью самого ребенка, его способности к саморазвитию. Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми.
В рамках нашего исследования ребенок, обладающий художественно-творческой одаренностью проявляет самостоятельность, инициативу и любознательность при рассматривании и в обследовании произведения искусства, дает оценку его основным эстетическим характеристикам, отражает понимание выбора средств выразительности художника в соответствии с замыслом в содержании суждений. Такой ребенок демонстрирует в речи, жестах эстетические чувства, является инициатором искусствоведческой беседы, с увлечением занимается творческой (музыка, театр, ИЗО, хореография) деятельностью. Художественно-творчески одаренный ребенок работает самостоятельно, предлагает свои идеи, свободно входит в нестандартную ситуацию, охотно экспериментирует, легко выбирает необходимые для осуществления замысла изобразительные и технические средства, испытывает удовольствие от эстетической деятельности, знает, как сделать работы еще лучше.
Феномен целенаправленного социального развития ребенка дошкольного возраста в контексте культуры приобретает новое качественное своеобразие. 1о уже не просто процесс трансляции, передачи культуры в форме знаний и умений, а собственно погружением культуру, которая становится открытой для обогащения каждым субъектом. Становясь «центральным феноменом культуры» (В.В. Сериков), образование начинает взаимодействовать с ребенком, а ребенок с образованием в том смысле, как человек творит культуру, а культура — человека. М.С. Каган). Детство — это не «социальный питомник» (Д.И. Фельдштейн), а социальное состояние в котором взаимодействуют дети и взрослые. Дошкольник, познающий жизнь, склонный к творческой деятельности, особенно нуждается в обретении взрослых смыслов жизни и поддержке его развивающихся способностей. Активное постижение смыслов жизни, развитие одаренности у ребенка данной возрастной группы происходит через вопросы к взрослому или в игре, как ведущей деятельности дошкольника, в художественно-творческой деятельности.
.
Подготовлено по научным материалам Л.В. Трубайчук, д.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск