Психологический феномен развития одаренности ребенка

05 Сен 2012, Автор: admin

Психологический феномен развития одаренности ребенка дошколь­ного возраста объясняется тем, что художественно-творческая одаренность ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное (имен­но этими свойствами наделено искусство) и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности. Вслед за A.M. Матюшкиным мы одаренность понимаем как развивающееся творчество, прежде всего творческих способностей. Дошкольный возраст представляет наиболее бла­гоприятные возможности для развития различных форм образного мышле­ния, в сочетании с интенсивным развитием воображения это обеспечивает развитие творческих способностей. Л.С. Выготский показывает, что вооб­ражение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начинает складываться в игровой и получает дальнейшее развитие и воплощение в самых различных видах детской творческой деятельности — изобразитель­ной, музыкальной, театральной и др. Воображение является показателем ярко выраженных художественно-творческих способностей. Л.С. Выгод­ский, формулируя основной закон детского творчества, акцентирует вни­мание на том, что: «…ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе» [5, с. 97]. Говоря о синкре­тизме детского творчества, ученый отмечал: «…творчество ребенка еще не строго дифференцированно, не по различным видам искусства, не по различным формам литературы, у детей существует широкий синкретизм, соединение различных видов искусства в одном целом художественном действии. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разъединились все отдельные виды искусства. Этим общим корнем явля­ется игра» [5, с. 39].

И.Н. Вахмякова в своем научном исследовании приходит к заклю­чению, что творческие процессы обнаруживаются в полной мере с до­школьного возраста в соответствии с рядом причин: творческой природой жизнедеятельности старшего дошкольника, ведущей роли эмоциональ­ной сферы в психическом развитии детей, преобладанием у старшего до­школьника художественно-образного мышления как способа постижения окружающего мира [4, с. 10]. Художественно-творческая деятельность оказывает преобразующее влияние на личность ребенка, создает атмос­феру радости, формирует личность, стимулирует развитие созидатель­ных способностей. Возрастные особенности проявляются и в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности. Все эти качества развивают у ребенка дошкольного возраста любознательность, которая стимулирует стремление к исследо­ванию, открытию предметов и явлений окружающей действительности.

Отличительной возрастной особенностью дошкольника является также развитие и большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для формирования различных способностей, в том числе творческих. Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка шести-семи лет, можно заключить, что в этом возрас­те дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать и анализировать, задавать вопросы на нераскрытые проблемы, создавать собственные продукты творчества.

Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и спо­собностью к классификации и категоризированию помогают такому ре­бенку накапливать большой объем информации и интенсивно использо­вать ее в художественном творчестве. Одаренные дети отличаются упорс­твом в достижении той или иной задачи, обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

К моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впе­чатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более ак­тивным в поиске новой информации. Таким образом, дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом воз­расте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникно­вением сложных личностных новообразований. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, доста­точный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражает­ся в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок шести-семи лет может стремиться к далекой цели, выдерживая при этом сильное во­левое напряжение в течение довольно длительного времени. По мнению многих ученых (П. Торренс, К. Тэкэкс, Л. Холлингуорт и др.), внутренняя потребность в совершенстве продуктов собственной деятельности, стрем­ление достигнуть цель характерна для одаренных детей на самых ранних возрастных этапах.

К старшему дошкольному возрасту психофизиологические, психи­ческие и личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организации доступной деятельности (игровой, художествен­ной, познавательной), характер взаимодействия со сверстниками и взрос­лыми свидетельствует о становлении творческой активности, которая мо­жет способствовать развитию одаренности. Таким образом, дошкольное детство — это период становления способностей и личности ребенка. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особеннос­ти формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступатель­ность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику раз­вития одаренности.

Творческий акт в дошкольном возрасте — сложный диалектический процесс, в котором объединяются сознательное и интуитивное воображе­ние, мышление, вдохновение и труд, оригинальность и подражательность. Исследования современных ученых (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что именно дошкольный возраст характе­ризуется огромными потенциальными возможностями для развития слож­ных форм восприятия, мышления, воображения, поэтому многие знания, заложенный творческий опыт, которые дети получают в дошкольном воз­расте остаются на всю жизнь. Продукты художественного творчества це­лостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка и его роли в системе общественных отношений.

.

Подготовлено по научным материалам Л.В. Трубайчук, д.п.н.,  зав. кафедрой педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск