Духовно-нравственный феномен развития одаренности детей

06 Сен 2012, Автор: admin

Духовно-нравственный феномен развития одаренности детей в до­школьном детстве определяется тем, что ребенок как член социума пос­тоянно включен в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок. Дошкольник «включен» в другого человека и через эту включенность развивается как творческая личность. Собственный поиск жизненных ус­тановок, освоение творческих образцов и норм творческой деятельности осмысленно соединено у ребенка со значимым Другим: родителями, пе­дагогами, сверстниками. Исторические факты свидетельствуют, что ге­ниальные люди делятся на две большие группы: альтруистов и эгоистов. Именно в дошкольный период детства формируются качества ребенка, необходимые для понимания себя, осмысления новых социальных связей, норм и правил поведения, поэтому уже в дошкольном детстве необходимо целенаправленно развивать системные качества личности ребенка.

Для того чтобы у ребенка не сложилось внутреннего антагонизма по отношению к другим людям во время творческого развития необходимо, чтобы взрослый брал на себя ответственность за возможное более гармо­ничное развитие личности ребенка дошкольного возраста вопреки сопутс­твующим развитию негативным образованиям. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что развитие одаренности осуществляется под воздействием значимого Другого, ведущего малыша в общество. «Речь идет не о потребительской зависимости растущих людей (физической, матери­альной, социальной и пр.), а об отношении к взрослым как посредникам, открывающим им будущее, и как к соучастникам их деятельности».

Л.И. Божович подчеркивает, что формирование личности ребенка проходит на протяжении дошкольного возраста несколько стадий свое­го онтогенетического развития, многое в ней только намечено, а многое еще не успело проявиться, это еще не целостная духовная структура, она находится в состоянии самостроительства, поиска собственного «лика». Ребенку удастся обрести духовную устойчивость и целостность, личную независимость и свободу, если в этом поиске педагог сможет организовать его встречу с общечеловеческими ценностями, которые станут личными смыслами жизни.

Большая внушаемость, подражательность, эмоциональная воспри­имчивость делают дошкольный возраст особенно благоприятным для развития нравственных чувств. В этом возрасте начинают складываться и укрепляться моральные установки и психологические свойства личнос­ти, выражающие ее отношение к другим людям: общительность, справед­ливость, стремление доминировать, эгоизм и т.д. Это осуществляется в основном через эмоциональные механизмы сознания, так как в детстве (прежде всего дошкольном) развитие эмоционального отношения к жизни опережает развитие моральных знаний, рациональной стороны морально­го сознания. Мир эмоций и чувств формируется в сравнительно раннем возрасте, и если какие-то фундаментально важные для морали эмоции не сложились, очень мало надежды на то, что этот пробел будет восполнен в будущем, ибо опыт свидетельствует о необратимости развития ребенка на разных этапах. Эмпатия — как способность эмоционально воспринимать другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Пятилетние дети, по утверждению В.В. Абраменковой, способны и к ос­трым переживаниям зависти, и к ярким проявлениям сочувствия. Причем как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках: если ребенок завидует, он может нажаловаться, если сострадает, может поделиться са­мым дорогим для себя, чтобы утешить. Пятилетний ребенок способен вос­произвести переживания других людей, что проявляется в ролевой игре, связать их с определенными действиями. Несмотря на то, что в дошколь­ном возрасте у детей развивается способность встать в позицию друго­го человека, эмоционально отзываться на то, что они не пережили сами, тем не менее их восприятие переживаний другого человека еще ограни­чено рамками собственного опыта, кругом общения. Психика дошкольни­ка центрирована: его собственное видение мира в значительной степени отождествляется со всей реальностью.

Вместе с тем необходимо отметить, что при усвоении нравственных ценностей дошкольником еще очень мало используется сопоставление и осмысление их с точки зрения имеющегося у ребенка жизненного опыта и знаний: опыт недостаточен, знания бедны, критичность мышления еще не развита, система «моральной ориентировки» во многом авторитарна.

А.З. Рахимов, рассматривая проявление ранней одаренности, счи­тает важным в первую очередь сопровождать и даже опережать духовно-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста перед развитием его таланта. Это обеспечит развитие проявляющихся у ребенка задатков одаренности в соответствии с нравственными номами человечества. Жизнетворчество предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, милосердия, коллективного труда для других людей, заботы об окружающих. Таким образом, в нашем исследовании под художественно-творческой одаренностью мы будем понимать сово­купность творческих способностей, направленных на освоение ребенком достижений культуры и искусства, на создание персональных незауряд­ных продуктов художественного творчества через выражение индивиду­альности с учетом нравственных ценностей социума.

.

Подготовлено по научным материалам Л.В. Трубайчук, д.п.н.,  зав. кафедрой педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск