О современной образовательной политике в дошкольном образовании
04 Мар 2014, Автор: adminМногие сферы жизнедеятельности российского общества подверглись сегодня серьезным изменениям, которые диктуют необходимость модернизации основных социальных институтов, в перечень которых входит и дошкольное образование.
Современная образовательная политика в сфере дошкольного образования, появившиеся обновленные и новые федеральные документы, регламентирующие деятельность современного ДОУ, преобразуют представление педагога системы дошкольного образования о программном обеспечении образовательного процесса, что вызывает множество вопросов и затруднений.
Педагоги понимают, что новые стандарты призваны не только обеспечить непрерывность образования, но и решить проблемы повышения качества образования. Все это представляет собой новую идеологию, совершенно новые подходы к построению образовательных отношений, как на уровне детского сада, так и при взаимодействии с социальным институтом семьи. При взаимодействии с семьями воспитанников дошкольное учреждение обращает внимание на самые разнообразные вопросы образования и жизнеобеспечения ребенка. Это и воспитание качеств личности, и становление ценностных ориентаций и даже такие вопросы как приобретение тех или иных детских товаров.
В столь непростых условиях можно посоветовать педагогам начать переход на ФГОС с разработки соответствующей программы.
Она может состоять из трех этапов: организационно-аналитического, внедренческого, обобщающего и быть рассчитанной на два учебных года.
Главная задача первого этапа — проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов и выявить профессиональные затруднения воспитателей.
В результате появляется возможность выявить основные затруднения педагогов на этапе введения ФГОС: упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода; ранее сложившаяся методика проведения занятий становится препятствием в достижении целевых ориентиров; отсутствие опыта разработки разделов обязательной части образовательной программы ДОУ и части, формируемой участниками образовательных отношений и др.
Возникло противоречие между новыми предъявляемыми требованиями и недостаточной подготовленностью педагогов к внедрению ФГОС.
Второй этап по реализации программы может проходить по трем направлениям:
1. Создание нормативно-правовой базы по переходу на ФГОС.
2. Методическое сопровождение педагогов, осуществляющих переход на ФГОС.
3. Разработка образовательной программы ДОУ.
На этом этапе создается нормативно-правовой портфель ДОУ и все участники образовательного процесса с ним должны быть ознакомлены. В этот пакет документов входят федеральные и региональные нормативные акты и локальные акты ДОУ.
Обобщающий этап предполагает подведение итогов деятельности дошкольного учреждения по внедрению ФГОС и реализации современной образовательной политики в сфере дошкольного образования. На этом этапе планируется проанализировать деятельность детского сада по разработке и реализации образовательной программы; разработку комплексно-тематического планирования и созданного к нему банка методического и практического материала для воспитателей и специалистов ДОУ и т.д.