Предметно-развивающая среда старшей группы
13 Авг 2013, Автор: adminПредметно-развивающая среда старшей группы МБДОУ № 109 г. Оренбурга создана на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011г. № 2151 г. Москвы «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Разработанная в группе предметно-развивающая среда обеспечивает высокое качество дошкольного образования через гарантированную охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, способствование высоконравственному развитию и воспитанию детей.
В старшей группе работают квалифицированные педагоги – Ворошилова Л.И. – воспитатель 1 квалификационной категории, Ровко В.Н. – воспитатель 1 квалификационной категории.
Как рекомендовано в ФГТ образовательная работа с детьми осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, позволяющей удовлетворить потребности воспитанников.
Предметно-развивающая среда старшей группы построена на следующих принципах:
1. Информативность, предусматривающая разнообразие тематики детской деятельности, а также используемых детьми материалов и оборудования в процессе деятельности.
2. Вариативность, определяющаяся содержанием регионального воспитания, национально-культурными и художественными традициями региона.
3. Полифункциональность, предусматривающая не только варианты разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды в зависимости от темы деятельности, но и преемственные линии между всеми составляющими образовательного процесса.
4. Целесообразность, обеспечивающая предметно-развивающую среду группы необходимым и достаточным наполнением, которое дает детям возможности для самовыражения, способствует индивидуальному комфорту и эмоциональному благополучию каждого ребенка.
5. Трансформируемость, предполагающая возможность изменения предметно-развивающей среды в зависимости от направлений деятельности и решаемых образовательных задач.
Предметно-развивающая среда старшей группы позволяет проводить образовательную работу с детьми в совместной деятельности взрослого и ребенка; закреплять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности детей. Образовательные задачи различных направления развития старших дошкольников решаются в рамках непосредственной образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Выстроенная на вышеперечисленных принципах предметно-развивающая среда группы позволяет организовать образовательный процесс с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Как известно, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Поэтому предметно-развивающая среда группы предусматривает разнообразие игровой деятельности, которая помогает педагогам выявлять и развивать способности детей в любых формах образовательного процесса; помогает детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, освоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Предметно-развивающая среда учитывает поролевую специфику развития девочек и мальчиков. Полоролевая направленность учитывает принцип интеграции образовательных областей, материалы и оборудование, используемые для достижения целей одной образовательной области могут применяться и в ходе решения задач других образовательных областей.
Подбор игр, игрушек, дидактического материала для организации детских видов деятельности осуществляется на основе общих закономерностей развития ребенка на каждом возрастном этапе и с учетом специфики развития детей старшего дошкольного возраста.
Все оборудование группы подобрано в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью является игра.
Уголок продуктивной деятельности представлен оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и набором общего назначения: набор для рисования, лепки, аппликации, оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования, образно-символический материал, специальные наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий.
Материалы и оборудование для двигательной активности включает оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, для катания, бросания, ловли, для ползания, лазания.
Наиболее ценными являются игрушки, они соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенные для детей. Они ценны, игрушки обладают полифункциональностью, то есть они используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображению, знаковой символической функцией мышления. Игрушки используются группой воспитанников, а также взрослого и ребенка, строятся коллективные постройки, совместные игры. Все игрушки в группе обладают дидактическими свойствами. Они несут в себе способы обучения ребенка: конструирования, ознакомление с цветом и формой, содержит механизм программированного контроля (электронные игрушки). Некоторые игрушки принадлежат к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщая его к миру искусства и знакомству с народным художественным творчеством.
Как же расположена предметно-развивающая среда в группе старшего возраста?
Физкультурно-оздоровительное направление:
— уголок физкультуры;
— уголок здоровья;
— уголок ПДД.
Познавательно-речевое направление:
-природный уголок;
-уголок исследовательской деятельности;
-библиотека;
— уголок игр по развитию речи и познавательному развитию;
-патриотический уголок об Оренбуржье.
Художественно-эстетическое направление:
-музыкальный уголок;
-театр «Пьеро»;
-уголок ИЗО.
Социально-личностное направление:
-гендерный уголок для девочек;
-гендерный уголок для мальчиков;
-больница;
-аптека;
-магазин;
-парикмахерская.
.
В предметно-развивающей среде старшей группы должно найти отражение такое направление работы с детьми как экономическое воспитание, так как без финансовой грамотности полноценная жизнь современного человека невозможна. Книга «Сколько денег давать детям» поможет Вам научить маленького человечка основам обращения с деньгами, подготовить его к успешному и благополучному будущему.