Приобщение детей к народной культуре: филимоновский промысел

04 Мар 2013, Автор: admin

Приобщение детей к народной культуреПриобщение детей к народной культуре — вопрос многогранный и крайне актуальный. Ведь именно так ребенок познает основы уклада человеческой жизни, проникает в исторические и культурные особенности жизнедеятельности, осознанно усваивает нормы и правила, принятые в обществе. Большие возможности для приобщения детей к народной культуре имеют народные промыслы, которые являются духовной базой человечества, создаваемой на протяжении веков и передаваемой от поколения к поколению.

Ознакомление дошкольников с филимоновским промыслом способствует художественно-эстетическому воспитанию ребенка и активизирует социально-личностное развитие. При организации подобной работы с детьми происходит формирование и развитие восприятия, эмоций и чувств, памяти, воображения, мышления, воли и других познавательных процессов и эмоционально-волевых характеристик личности; обращается внимание на воспитание культуры зрительного восприятия прекрасного в искусстве, окружающей жизни, природе; понимание правильной его оценки и выражение своего отношения к нему. то немаловажно, к ребенку приходит понимание специфики народного и декоративно-прикладного искусства других народов и на основе этого формируется уважение к русскому национальному искусству и искусству других народов. Здесь мы уже можем говорить о зарождении и развитии эстетических вкусов, взглядов, формировании эстетического идеала, а так же о повышении эмоционально-эстетической и общей культуры личности.

Использование филимоновской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.

1. Для моделирования узоров по мотивам филимоновской росписи разработан «плоский конструктор», материалом которого являются: шнурки и толстые шерстяные нити различного цвета, длины и толщины; геометрические фигуры, изготовленные из драпа, фетра, фланели, наждачной бумаги, картона и т.д. Использование метода моделирования из плоского конструктора способствует становлению у детей композиционных и колористических навыков и умений.

2. Для совершенствования навыков «тонкой росписи» используется нетрадиционный инструментарий для рисования узоров на бумаге и шелке. Прием «рисование тонким перышком» способствует формированию навыков регуляции формообразующих движений, развитию творческого применения различных нетрадиционных материалов.

3. Для совершенствования конструктивных навыков детей в процессе создания узоров используют нетрадиционный прием «пластилиновая графика», который способствует развитию у дошкольников творческих замыслов.

Для реализации комплекса методов и приемов по обучению старших дошкольников составлению узоров по мотивам филимоновской игрушки могут проводиться следующие упражнения:

1. Рисование узора в полосе «Дорожка». При реализации данного упражнения мы использовали метод рисование линий. При его использовании в практической деятельности мы наблюдает следующие результаты: у детей развивается координация движения и мелкая моторика, значительное подкрепление получает творческое мышление.

2. Узор в полосе «Елочка». При реализации данного упражнения мы использовали метод объемное изображение. При его использовании в практической деятельности мы наблюдает следующие результаты: у детей развивается координация движения и мелкая моторика, значительное подкрепление получает творческое мышление, активно формируются конструктивные навыки.

3. «Узор для шапочки». При реализации данного упражнения мы использовали метод пластилиновая графика. При его использовании в практической деятельности мы наблюдает следующие результаты: у детей развивается координация движения и мелкая моторика, значительное подкрепление получает мышление, в том числе и творческое, активно формируются конструктивные навыки.