Самодельные настольные игры для дошкольников

21 Авг 2012, Автор: admin

Больше всего родителей и детей сближает совместное творчест­во. В этом процессе дети становятся не пассивными участниками, а активными субъектами собственного развития. Роль взрослых заключается в том, чтобы активизировать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой ребенок учится формулировать цель деятельности, выбирать средства, составлять план ее осу­ществления, анализировать полученный результат и, при необходимости, корректировать его. Крайне важна здесь позиция равноправных партнеров по деятельности и учет ведущего вида деятельности дошкольников — игры. Одним из интереснейших направлений совместного творчества взрослого с детьми в системе дошкольного образования может стать создание самодельных настольных игр.

Педагогам и психологам дав­но известно: такие игры спо­собствуют формированию и разви­тию произвольного внимания,  учат соблюдать  определенные  правила, организовывать   собственную   дея­тельность, планировать ее.

Ценным является не только результат — получившаяся игра, — но и сам про­цесс ее изготовления. Совместная де­ятельность помогает ее участникам стать партнерами: вести диалог, учи­тывать интересы друг друга, догова­риваться, разрешать возникающие конфликты, Это, кстати, полезно не только детям, но и взрослым. Попытаемся показать, как мы решаем такие задачи на примере создания настоль­ной игры «Аквариум».

Итак, вместе с детьми мы задумали сделать такую настольную игру, в ко­торой можно менять правила, вид игрового поля (форму дорожки, по которой ходят фишками) и даже сю­жет — оформление игрового поля. Наша идея состояла в том, чтобы, сделав игру на куске ковролина, к каждой ее съемной детали с обрат­ной стороны приклеить шершавую сторону тканевой «липучки», что позволяет легко отделять и вновь прикреплять эти детали к игровому полю. Благодаря этому можно вся­кий раз, в зависимости от желания игроков, прокладывать новую игро­вую дорожку, меняя на ней количест­во и последовательность разноцвет­ных кружочков, обозначающих про­движение игровых фишек. В связи с этим будут меняться правила игры. Фигурки, определяющие сюжет, то­же могут легко видоизменяться. На­пример, рыбки из игры «Аквариум» могут быть легко заменены цветоч­ками или бабочками — при этом ме­няется и тема игры, и ее сюжет.

ИГРА«АКВАРИУМ»

Для изготовления игры «Аквариум» вам потребуются: ковролин размером 60 х 80 см (с обработанными краями); лента-липучка длиной 2 м; клеенка красного, синего, белого и желтого цветов; тонкий шнурок длиной 1 м; клей ПВА; ножницы; фишки по коли­честву участников; игральный кубик; для изготовления рыбок: ткань, фло­мастеры, картонные шаблоны (для ту­ловища, хвостов, плавников рыбы). Последовательность нашей работы была такой:

  1. Изготовление рыбок (для оформле­ния игрового поля).
  2. Изготовление других деталей игры.
  3. Сборка игры и знакомство с прави­лами.
  4. Игры с педагогом и самостоятель­ная игра детей.

Остановимся на каждом из этапов бо­лее подробно.

1.  ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЫБОК

Рыбок можно делать из любого мате­риала, который обычно используется для поделок в детском саду. Мы оста­новили свой выбор на ткани, посчи­тав, что сделанные из нее плоскост­ные фигурки рыбок будут более долго­вечны, чем из бумаги, и более удобны в обращении.

Важно, чтобы в ходе своей работы де­ти словесно обозначали свои дейст­вия, подробно описывали их последо­вательность.

2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ИГРЫ

Детали,  необходимые для оформле­ния игрового поля  (старт,  финиш, круги для дорожки), можно сделать из клеенки и приклеить к ним шерша­вую сторону «липучки»  так,  чтобы они легко крепились к ковролину.

3. СБОРКА ИГРЫ

Перед сборкой игры тщательно обсуж­даются ее правила — как должен посту­пать игрок, если его фишка попадает на кружок определенного цвета. Знако­мые детям правила — бросание кубика и отсчитывание «шагов» по числу вы­павших на кубике точек — полезно до­полнить новыми, связанными с цветом круга, на который попадает фишка. Итак, приступаем к сборке игры. Снача­ла определяют место старта и фини­ша и прикрепляют их к ковролину «ли­пучкой». Затем раскладывают тесемку-дорожку и на нее цепляют разноцвет­ные круги. От одного круга к другому можно положить стрелки — указатели движения. В конце работы игровое поле украшают рыбками.

4.  ИГРА

Количество участников игры лучше ог­раничить. Если в игре принимают уча­стие больше 5—6 человек, то детям при­ходится долго ждать своей очереди и интерес к игре быстро пропадает. Возможность изменять сюжет игры, ее содержание, правила, вид игрово­го поля «провоцирует» общение де­тей, их диалог друг с другом. В результате дети учатся договариваться друг с другом, планировать собст­венные и совместные действия, учи­тывать мнения других, контролиро­вать себя, оценивать, получилась ли у них игра.

Естественно, что у нас — сотрудников детского сада — возникло желание, чтобы работа по изготовлению игр была продолжена ими с родителями дома. Удачным опытом стал семей­ный проект «Настольная игра». Для того чтобы подготовить к нему детей и родителей, мы провели с ни­ми специальную работу. Чтобы увес­ти дошкольников от стереотипного повторения дома того, что уже дела­лось в детском саду, предложили им пофантазировать, какие игры еще можно сделать, рассказать, какие сюжеты, правила были бы им инте­ресны, каких героев они хотели бы выбрать. С родителями было слож­нее — им предлагалось не просто сделать игру, а стать партнером сво­его ребенка по ее изготовлению, учесть его идеи, желания и вместе воплотить их в жизнь. Мы много раз убеждались, что взрос­лые (родители, бабушки и дедушки) зачастую стараются не помочь ребен­ку выполнить задание, а сделать вмес­то него. А главное условие этого се­мейного проекта — все делать вместе с детьми: придумать; обсудить сюжет и правила игры; выбрать материалы для изготовления игры, размер игро­вого поля, форму и длину игровых до­рожек, количество «шагов на дорож­ках»; воплотить задуманное, поиграть в созданную ими игру и познакомить с ней педагогов и сверстников. Приведем примеры игр, сделанных нашими детьми и их родителями в хо­де этого проекта.

ИГРА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Авторы: Рита К. (5 лет) и ее мама. Сюжетом этой игры стали известные детские сказки: «Кот и петух», «Сестри­ца Аленушка и братец Иванушка», «Пе­тушок — золотой гребешок», «Коло­бок», «Дюймовочка», «Золушка». Геро­ев этих сказок наши авторы нарисова­ли на листе бумаги размером A3. Между ними идет извилистая дорожка, состоя­щая из желтых и красных кругов, по ко­торой «шагают» игроки. Рите очень сложно смириться с правилом «пропус­ти ход» в настольных играх — эта ситуа­ция вызывала у нее глубокое огорчение и слезы. Поэтому Рита с мамой приду­мали интересный выход. В своей игре они это правило поменяли на другое — попадание на красный круг означало: «Остановись и побудь в гостях у сказ­ки». Игра получилась яркой и пользова­лась большой популярностью в группе.

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЛОШАДКИ»

Авторы: Настя С. (6 лет) и ее мама. Для игры Настя выбрала своих люби­мых героев — разноцветных лошадок. Вместе с мамой они приклеили их на два листа бумаги размером А4, склеен­ных в длину, нарисовали игровую до­рожку, украсили игровое поле цвета­ми. Правила девочка с помощью ма­мы записала в специально отведен­ном месте внизу игрового поля (жел­тый круг — два шага назад, зеленый круг — пропусти ход, белый круг — два шага вперед, попал на стрелку — шагай по ней). Это оказалось очень полезно, ведь некоторые дети уже умеют читать. Настя с родителями сделали бумажный кубик и нашли сво­еобразные фишки-игрушки, которые послужили дополнительным украше­нием сделанной ими игры.

ИГРА «ПИРАТСКИЕ СОКРОВИЩА»

Авторы: братья-близнецы Ваня П. и Сережа П. (5,5 лет) и их родители. Игра помещена в большую коробку (размером 50 х 80 см). Длинная игро­вая дорожка (на желтом фоне) со­стоит из солнышек, ромашек, других цветов, акул и монеток, расположен­ных в разной последовательности. Старт — крупная серебряная звезда, финиш — сундук с сокровищами, кото­рый надо найти. Правила игры: попа­дешь на желтый цветочек — два шага вперед, на красный цветочек — два шага назад, попадешь на солнышко — иди до следующего солнышка, попа­дешь на акулу — вернись на старт, по­падешь на монетку — иди к финишу по монеткам (до сундука). Когда братья принесли свою игру в детский сад, у них, естественно, воз­никло желание научить ребят и пе­дагогов играть в нее. В этой игре много правил, что заинтересовало детей, но авторы не всегда могли сформулировать правила и объяс­нить их. В этой ситуации педагогу важно, с одной стороны, поддер­жать интерес к игре, а с другой — по­мочь ее авторам.

Возможно продолжить эту работу, перенеся ее и на другие виды детских игр — на логические игры, иг­ры с буквами, игры, способствую­щие развитию зрительного внима­ния и т.д.

Вопрос педагогам: Какие еще виды совместного творчества детей и родителей, совместной продуктивной дея­тельности используете вы в своей работе?

Вопрос родителям: Как вы думаете, будет ли ребенок спокойнее воспринимать пораже­ние в игре, если эту игру он сам придумал?

Ждем Ваших комментариев!

По материалам журнала «Игра и дети» (8/2007)