Создание картотеки для организации образовательной работы с дошкольниками. Часть 1

14 Фев 2012, Автор: admin

Итак, мы продолжаем разговор о создании картотеки и ее использовании в образовательной работе педагога ДОУ. И, как было обещано в предыдущей статье по данной теме, рассмотрим в качестве примера подборку карточек из раздела «Анатомия», тема «Нос» (ранний возраст – с 2 до 3 лет). Данная подборка будет востребована при организации работы в образовательной области «Здоровье» и обеспечениии интеграции с другими образовательными областями.
1. Загадки о носе.
2. Игра «Узнай по запаху».
3. Стихотворения о носе (разных авторов).
4. Зачем нам нос? (беседа-рассуждение).
5. Отрывки из произведений (В. Берестов «Как найти дорожку»).
6. Правила гигиены и безопасности.
7. Профилактика работы носа (дыхательная гимнастика, закаливающее носовое дыхание).

Карточка 1. Загадки о носе

1)  Между двух светил посреди один.

Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.

2)  Он бывает очень разным,

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

Карточка 2. Игра «Узнай по запаху»

Предложить закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи.

Для этого можно использовать: лук, чеснок, апельсин, пихтовое масло (хвойный запах), жевательную резинку, соления (запах маринада), цветы.

Карточка 3. Стихотворения о носе

1) Мой замечательный нос

Я ничего не знаю.

И вдруг мой нос говорит,

Что где-то и у кого-то,

Что-то сейчас подгорит!

Я ничего не знаю.

Это нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И во-о-он туда положил.

Я ничего не знаю,

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем!

Очень тебя прошу».

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь,

Пахнет уже весной!»

Э. Мошковская

2)  Есть прямые носики,

Есть носики-курносики,

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

3)  Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно,

Что там спрятано внутри.

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит.

Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

Григорий Остер

Карточка 4. Зачем нам нос? (беседа-рассуждение)

И зачем носы нам нужны? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос разобьешь. То он чихает. Дышать мы ведь и ртом можем. Так? Так, да не так. Нос наш важен не менее, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему? А вот послушайте.

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. (Показать рисунок – нос в разрезе.) Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм.

Проходя по лабиринту, воздух согревается и попадает в легкие уже теплым и очищенным от микробов.

Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем. И нос очищается.

А еще нос первым сообщит мозгу о непригодном для дыхания воздухе.

А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос.

 Карточка 5. «Как найти дорожку» (отрывок)

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Стали они к разным зверям обращаться, дорогу спрашивать. Белка посоветовала с одного дерева на другое перепрыгивать. А вот какой разговор произошел с зайцем.

«Скачет заяц. Ребята и ему спели песенку:

– Зайка, зайка, расскажи.

Зайка, зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку.

– В сторожку? – переспросил заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой? Так? Обскачите этот запах слева или справа. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и учуете запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит».

– Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки?

В. Берестов

 Карточка 6. Правила гигиены и безопасности

Нельзя ковырять пальцем в носу и тем более острым предметом. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы. При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха. Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи.

Карточка 7.  Профилактика работы носа. Дыхательная гимнастика

1. «Часики». Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так». (6 р.)

2. «Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать выдох с произношением звука «п-ф-ф-ф-ф». (11 р.)

3. «Петушок». Стать прямо, ноги расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем со словом «ку-ка-ре-ку» сделать выдох. (4 р.)

4. «Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». (20 сек.)

5. «Гуси». Медленно ходить по комнате. На вдох – поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произношением длительного звука «г-у-у-у-у». (1 р.)

6. «Веселый мячик». Стать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком «у-х-х-х» сделать выдох, догнать мяч. (4–5 р.)

Закаливающее носовое дыхание

1. Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.

2. Открыть рот, кончик языка прижать к небу. (При этом включается ротовое дыхание.)

3. Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу».

4. Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.

(Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям.)

В следующей статье рассмотрим примерные темы и наполнение карточек для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

P.S.: В качестве материалов для содержательного наполнения картотеки предлагаю Вашему вниманию электронные книги-сборники «Экология движения» и «Образовательная область «Познание» в стихах, загадках, пословицах и поговорках». Получить книги в подарок можно очень ПРОСТО! Дошкольное воспитание не бывает без подарков! Поделитесь со своими друзьями информацией о сайте Волшебный сад детства, нажав на кнопку «Расскажи  друзьям и получи подарок» и, при выполнении условий акции, книги будут доставлены на Ваш e-mail.

рассказать друзьям и получить подарок