Создание картотеки для организации образовательной работы с дошкольниками. Часть 2

16 Фев 2012, Автор: admin

Мы вновь возвращаемся к разговору о создании картотеки и ее использовании в образовательной работе педагога ДОУ и сегодня мы рассмотрим в качестве примера варианты содержательного наполнения картотеки для образовательной области «Здоровье» по разделу «Анатомия», тема «Глаза» (старший дошкольный возраст).

Карточка 1. Загадки

1)   Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю!

(Губы и зубы.)

К. Чуковский

2)   В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери,

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

(Рот)

3)   За красными жердочками

Сидят белые курочки.

(Рот, губы, зубы)

4)   Михаил залез на дуб,

Чтобы врач не вырвал …

(Зуб)

 Карточка 2. Игры

1) Игра «Узнай на вкус»

Воспитатель предлагает детям попробовать два продукта: апельсин, соленый огурец (1-е занятие).

«Апельсин какой?» – сладкий.

«Огурец какой?» – соленый.

(В рот мы кладем пищу, с помощью языка различаем вкус, зубами – мы жуем.)

На 2-м занятии дали лук и лимон (горький и кислый).

(Еще раз обращается внимание на значение каждого органа.)

2)  Игра «Что ты съел?»

У детей закрыты глаза, воспитатель предлагает съесть кусочек какого-нибудь продукта (конфета, сахар, хлеб, яблоко, морковь и др.) и ответить на вопрос: «Что ты съел?»

Карточка 3. Стихотворения

1. Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели чтоб они.

2. – Кто съел пирог?

– Мы не ели.

То есть мы съели, но не хотели.

Это все птицы. Они прилетели,

И, если б не мы, они бы все съели.

Олег Григорьев

Карточка 4. Беседа-рассуждение

– Зачем нужен язык? А зубы?

– Как ты уже понял, язык помогает различать вкус пищи (кислая, сладкая, горькая, соленая), а также состояние пищи (горячая, холодная; мягкая, твердая).

А еще наш язычок сообщает о состоянии твоего организма. Если ты заболел, язык закутывается в плотное белое покрывало. Он, как говорит мама, «обложен». Все кажется ему теперь невкусным, и у тебя пропадает аппетит. Приходит доктор, прописывает лекарства, и тебе приходится исправно глотать горькие порошки и таблетки.

– Ты знаешь, сколько у тебя зубов? (32.)

– А все ли твои зубы одинаковые? (Нет.)

– Есть резцы (ими грызешь морковку), клыки (помогают кусать твердую пищу), коренные зубы (перетирают пищу).

Зубы – самые твердые части твоего организма. Раз в жизни каждый человек меняет все свои зубы на новые. Но, как ни тверды зубы, они так же боятся зловредных микробов, как и другие части тела.

После каждой еды между зубами остаются крошки. А в пище, воде и воздухе всегда полно опасных микробов. Оказавшись вместе с крошками между зубами, они чувствуют себя там удобно и сытно. Избавиться от них можно только при помощи зубной щетки. Вот почему надо обязательно чистить зубы порошком или пастой утром и вечером. Жесткие волоски зубной щетки «выметут» микробов, а порошок и паста снимут следы пищи. Зубы снова станут белыми.

Карточка 5. Художественные произведения. Про язык и нос

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.

«Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?

– А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты больше видела, больше слышала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала».

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?

Е. Пермяк

Карточка 6. Правила гигиены и безопасности

1. Нельзя брать в рот мелкие предметы (пуговицы, бусинки и т. д.).

2. Нельзя брать в рот грязные пальцы или другие предметы.

3. Нельзя есть слишком горячую или слишком холодную пищу.

4. Нельзя ковыряться в зубах острыми предметами (спичкой, иголкой).

5. Надо утром и вечером чистить зубы специальной зубной щеткой.

6. Надо 2 раза в год показываться зубному врачу.

7. Нельзя есть немытые овощи или фрукты.

Карточка 7. Профилактическая работа. Миогимнастика

1. «Лошадки». Цоканье языком в течение (30 сек.).

2. Заводим машину». Длительное произнесение звука «д-д-д-д». (З0 сек.).

3. «Поцелуй». Вытянуть губы вперед хоботком и чмокнуть.

4. «Погладим зубки». Кончиком языка сначала упереться в небо, а затем водить им по острому краю верхних и нижних зубов вправо-влево.

5. «Шарик лопнул». Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулаками.

Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая зубочелюстные деформации.

В следующий раз поговорим о том как систематизировать работу с карточками, сделать их использование в образовательной деятельности простым и удобным.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

P.S.: В качестве материалов для содержательного наполнения картотеки предлагаю Вашему вниманию электронные книги-сборники «Экология движения» и «Образовательная область «Познание» в стихах, загадках, пословицах и поговорках». Получить книги в подарок можно очень ПРОСТО! Дошкольное воспитание не бывает без подарков! Поделитесь со своими друзьями информацией о сайте Волшебный сад детства, нажав на кнопку «Расскажи  друзьям и получи подарок» и, при выполнении условий акции, книги будут доставлены на Ваш e-mail.