Создание картотеки как средство оптимизации образовательной работы с дошкольниками

11 Фев 2012, Автор: admin

Из всех разнообразных способов сбора и хранения информации лучше всего использовать такой способ как создание картотеки. Они удобны, надежны, просты в использовании. Картотеки могут содержать самые различные сведения: вопросы и задания, игры, наблюдения, конспекты НОД, варианты конструирования предметно-развивающей среды и многое другое.

Предлагаемый вариант создания картотеки необычен, с его помощью можно сконструировать непосредственную образовательную деятельность, совместную со взрослым и самостоятельную деятельность детей. НОД «собирается» из различных видов детской деятельности, из разных методов и приемов, как домик из блоков. Замените один блок другим или поменяйте их местами, и вы сможете разнообразить, видоизменить, а то и разрушить «постройку».

Переработав имеющийся материал, можно заносить его на карточки. (Форма карточки произвольна: наиболее удобны карточки из картона, размером 14 на 10 см; или карточка как отдельный печатный лист, сложенный в файл)

За основу можно взять один из видов детской деятельности: двигательная, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная и т. д. Внимательно прочитав всю информацию, занесенную на карточки, педагог в течение нескольких минут может не только подготовить конспект НОД (остается продумать лишь связь между частями), но и, при желании, увидеть в перспективе весь цикл образовательной работы в течении дня, недели, месяца, составленный по мере усложнения, в соответствии с особенностями детей группы.

Приведем в качестве примера подборку карточек из раздела «Анатомия», тема «Нос» (ранний возраст – с 2 до 3 лет).
1. Загадки о носе.
2. Игра «Узнай по запаху».
3. Стихотворения о носе (разных авторов).
4. Зачем нам нос? (беседа-рассуждение).
5. Отрывки из произведений (В. Берестов «Как найти дорожку»).
6. Правила гигиены и безопасности.
7. Профилактика работы носа (дыхательная гимнастика, закаливающее носовое дыхание).

Для старшего возраста можно продолжить темы для карточек («Откуда пришли выражения», «Когда так говорят» и др.). Предлагаем подборку карточек по темам:
1. «Hoc».
2. «Глаза».
3. «Рот, язык и зубы».
4. «Уши».
5. «Руки».
6. «Ноги».
7. «Все о человеке» (подборка песенок, стихов, пантомим для детей раннего возраста).

О с н о в н ы е   д о с т о и н с т в а   к а р т о т е к и-к о н с т р у к т о-р а:
1. Концентрация материала по определенной теме в одном месте.
2. Краткость информации, позволяющая педагогу сразу обработать предложенный материал.
3. Возможность быстро сформировать образовательную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей группы, а также квалификации педагога.
4. Возможность создавать разные варианты образовательной деятельности.
5. Облегчение процесса планирования (в таблицу плана вставляется только № карточки).

В следующей статье мы рассмотрим примеры создания картотеки и возможности ее использования в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

P.S.: В качестве материалов для содержательного наполнения картотеки предлагаю Вашему вниманию электронные книги-сборники «Экология движения» и «Образовательная область «Познание» в стихах, загадках, пословицах и поговорках». Получить книги в подарок можно очень ПРОСТО! Дошкольное воспитание не бывает без подарков! Поделитесь со своими друзьями информацией о сайте Волшебный сад детства, нажав на кнопку «Расскажи  друзьям и получи подарок» и, при выполнении условий акции, книги будут доставлены на Ваш e-mail.