Танцевально-ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольников
08 Апр 2013, Автор: adminПредставляем Вашему вниманию материал из опыта работы по проблеме физического развития детей дошкольного возраста средствами танцевально-ритмической гимнастики, предоставленный Морозовой Татьяной Владимировной, воспитателем по физической культуре МДОУ №177 г. Оренбурга.
Выполнение задач по физическому развитию детей, которое является приоритетным направлением образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения, предусматривает использование нетрадиционных методов, которые направлены на развитие спортивно-танцевально-ритмических движений ребенка. В этой связи актуальной для нашего учреждения стала проблема обучения детей данному виду детской деятельности в разделе физического развития, оптимизацию которой мы можем достигнуть за счет дополнительно организованных занятий.
Учитывая данный фактор, его актуальность и важность в практической и педагогической деятельности, мы сформулировали тему нашей образовательной работы: «Танцевально-ритмическая гимнастика как средство физического развития детей» цель которой заключается в содействовании физическому развитию дошкольников через расширение содержания образовательной области «Физическая культура» задачами танцевально-ритмической гимнастики.
Мы полагаем, что физическое развитие детей в дошкольном учреждении будет эффективным, если будет создана дополнительная структура физкультурных занятий, основанная на анализе конечных результатов общего физического развития детей.
1. Основы танцевально-ритмической гимнастики.
Танцевально-игровая деятельность, танцевальное творчество представляют собой существенные составляющие двигательной активности детей. При этом в данных видах деятельности задачи физического воспитания детей эффективно реализуются за счет выполнения воспитанниками упражнений сюжетно-игрового характера, которые обеспечивают высокий эмоциональный фон деятельности и тем самым вызывают у ребенка стремление выполнять понравившееся упражнение снова и снова. Суть танцевально-ритмической гимнастики состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребенка движений, музыки и сюжета, как основы, которая представляет интегрированную систему активной двигательной деятельности детей, направленную на формирование физической культуры личности, как значительной части общечеловеческой культуры. Каждый из этих компонентов несет в себе огромные возможности по творческому освоению детьми сложных форм двигательной активности, которые предполагают повышенный уровень произвольности движения.
2. Средства танцевально-ритмической гимнастики.
Движения гармонизируют физическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма. Необходимо тренировать и совершенствовать у детей общую выносливость как наиболее ценное оздоровительное качество, не допуская при этом чрезмерных напряжений. Основными средствами двигательного воздействия являются:
— основные виды движений (ходьба, бег и др.),
— упражнения различных видов гимнастики (основной, спортивной, художественной, акробатики),
— элементы современной аэробики,
— упражнения с предметами и снарядами,
— элементы народного и современного танца,
— элементы шейпинга, пантомимы и хореографии,
— дыхательные упражнения.
Перечисленные средства объединяются в определенной последовательности в комплексы, составленные по разным сюжетам и объединенные соответствующей музыкой.
3. Формы обучения танцевально-ритмической гимнастике:
Формы проведения занятий по танцевально-ритмической гимнастике могут быть самыми разнообразными – это и игровая деятельность, и театральная деятельность, и музыкально-ритмическая деятельность. Использовать музыкально-ритмические танцы можно и как часть занятия, и как целое занятие, чаще всего в форме кружковой деятельности.
Кружковая деятельность:
• танцевально-игровые занятия;
• занятия – знакомство (при изучении нового материала);
• комплексные занятия (выявление результативности).
Общая продолжительность занятий составляет 20 – 30 минут, в зависимости от возраста детей. Структура занятий выстраиваются согласно требованиям построения занятий физической культурой для каждой возрастной группы.
Структура занятия:
• вводная часть ( упражнения воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения, с упором на мышцы);
• основная часть – нагрузочная (упражнения интенсивного, танцевально-бегового характера);
• заключительная часть (упражнения на расслабление).
Эффективность организации обучения дают возможность постепенного увеличения нагрузки и полезной тренировки всех систем организма, способствует укреплению здоровья детей, его физическому и эстетическому развитию. Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность создают радостное приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией.
4. Содержание танцевально-ритмической гимнастики.
Танцевально-ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет свое название и выполняется под соответствующую музыку. Содержание танцевально-ритмической гимнастики взаимосвязано с деятельностью дошкольного учреждения по физическому и музыкальному воспитанию детей и имеет следующие разделы:
— танцевально-ритмическая гимнастика:
1. «Игроритмика» — является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно, красиво, правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее характеру и ритму.
2. «Игрогимнастика» — служит основой для освоения ребенком разных видов движений, в нее входят игровые, общеразвивающие упражнения, а также упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и упражнения на укрепление осанки.
3. «Игротанец» — направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность, способствует повышению общей культуры ребенка.
— нетрадиционные виды упражнений:
1. «Пальчиковая гимнастика» — служит основой для развития координации движений рук, превращая учебный процесс в увлекательную игру, обогащая внутренний мир ребенка, воздействуя на память, мышление.
2. «Игровой самомассаж» — является основой закаливания и оздоровления детского организма, способствует формированию у ребенка стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
3. «Музыкально-подвижные игры» — содержит упражнения, применяемые на всех занятиях, которые являются ведущим видом деятельности детей.
— креативная гимнастика:
предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы, самовыражения и раскрепощенности.
5. Направленности танцевально-ритмической гимнастики.
Оздоровительная направленность танцевально-ритмической гимнастики определяет психофизическое состояние ребенка и оказывает влияние на его растущий организм.
Образовательная направленность формирует и совершенствует двигательные умения и навыки в основных видах движений.
Воспитательная направленность воспитывает положительные , нравственно-волевые черты личности: инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, настойчивость, смелость.
6. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста в процессе танцевально-ритмической гимнастики.
Важным условием успешного физического воспитания является диагностическая работа, которую мы осуществляем в соответствии с требованиями комплексной программы «Детство», с учетом уровней физической подготовленности каждого возрастного периода.
Диагностика имеет большое значение и для целенаправленного эффективного осуществления процесса танцевально-ритмической гимнастики. Она позволяет нам путем контроля и коррекции совершенствовать процесс обучения новым элементам ритмопластики и общего физического развития детей, позволяя выделить способных детей в двигательном и танцевальном развитии.
Ожидаемые результаты:
— овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений;
— овладение выразительностью и красотой движения;
— соответствие возрастным показателям уровня физического развития;
— возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической гимнастикой;
— укрепление иммунной системы организма;
— профилактика заболеваний;
— укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного аппарата;
— предупреждение нарушений осанки;
— стимулирование роста костей, мышц и связок.
Смотреть презентацию по данной теме
.
Ориентироваться в окружающем мире можно с помощью вполне осязаемых знаков. Мир постоянно подает нам эти знаки. Наиболее известный и распространенный вид знаков – это приметы. Есть приметы плохие и хорошие. Ну с черной кошкой все понятно, эту примету мы знаем с самого детства, а вот к чему чешется лоб, что предвещает этот знак? Пройдя по ссылке читать далее Вы сможете найти ответы на этот вопрос, серьезные и смешные, рациональные и не очень, но в целом заслуживающие внимания.