Консультация для родителей «Идеальный ребенок: а стоит ли?»

02 Фев 2013, Автор: admin

Консультация для родителейВ последнее время многие родители рассматривают умного, всесторонне развитого ребенка как своеобразный атрибут успешности, такой же, как квартира в престижном районе города или статусная иномарка. Казалось бы, стремление вложить в собственное чадо побольше знаний и умений вполне логично и оправдано, но не перегибаем ли мы в этом палку?

Иногда, руководствуясь лучшими побуждениями, люди причиняют больший вред, чем в случае бездействия. Особенно трагичны подобные ошибки при воспитании детей, ведь даже незначительная, на первый взгляд, мелочь способна через некоторое время предстать в виде трудноразрешимой проблемы.

В последнее время усилилась тенденция к раннему развитию детей. Существует множество инновационных методик, специальных школ для обучения дошкольников. Воспитанников данных заведений с раннего детства учат иностранным языкам, обращению с компьютерами и прочим навыкам, с которыми их ровесники начнут знакомиться только в начальных классах. Родители таких детей считают, что таким образом они облегчают будущее обучение в школе, закладывают надежный фундамент, который пригодится во взрослой жизни. Казалось бы, что плохого в том, что у четырехлетнего ребенка багаж знаний ничуть не меньше, чем у среднестатистического первоклассника? Но, как увидим, в каждой медали есть две стороны.

Всем известно, что начать заниматься определенными видами деятельности лучше с 3-4 лет. Доказано, что такие дети намного легче усваивают языки, чем те, кто начал свое знакомство с ними только в школе. Во многих видах спорта, таких, как фигурное катание или гимнастика, тоже приветствуется столь юный возраст. Разумеется, нет ничего плохого в том, что родители поддерживают инициативу ребенка и создают ему все условия для занятий тем или иным делом. Такая помощь только помогает выявить и развить задатки детей; в ней нет ничего плохого.

Гораздо хуже, когда родители буквально навязывают ребенку свои предпочтения или заставляют заниматься нелюбимым видом деятельности. Причин для подобного поведения может быть несколько. Довольно распространенным является желание отца или матери реализовать свои неосуществленные мечты посредством ребенка. К примеру, мать, так и не сумевшая в свое время стать балериной, заставляет свою дочь вопреки её желанию посещать балетную школу. Иногда ребенка буквально принуждают заниматься «семейным» делом, продолжая таким образом целые династии музыкантов или художников. Многие родители выбирают своим отпрыскам такие виды занятий, которые они смогут применить во время дальнейшего обучения и взрослой жизни. Случаи, когда дети оказываются жертвами моды на то или иное увлечение (вспомним хотя бы «помешательство» на восточных единоборствах в начале третьего тысячелетия), не так уж часты, но имеют место быть.

Подобное принуждение может казаться безобидным только с первого взгляда. Более детальное рассмотрение проблемы обнажает все недостатки подобного подхода. Во-первых, игнорирование интересов детей и навязывание собственных взамен может стать причиной развития множества комплексов и страхов. Ребенок, воля которого постоянно подавляется, вырастает пассивным и безынициативным, что станет серьезным препятствием во взрослой жизни. Во-вторых, нынешние учебные программы достаточно перегружены и несбалансированы. Ориентируясь на возрастающие потребности информационного общества, они всё меньше учитывают возможности детей. Даже подготовленному к школе ученику порой трудно усваивать материал, не говоря уже об остальных. При добавлении большого количества внеклассных занятий существует риск снижения успешности ребенка, его переутомления и возникновения на этой почве расстройств и болезней. Стоит лишний раз подумать, нужно ли лишать маленький хрупкий организм лишней возможности отдохнуть. Во-третьих, как показали исследования, у детей, посещающих школы для дошкольников, наблюдается существенное снижение интереса и мотивации к дальнейшему обучению. Попросту говоря, они настолько пресытились этим в раннем детстве, что заинтересовать такого ученика, вызвать в нем желание получать новые знания становится трудной, если не непосильной задачей. Такие проблемы могут стать причиной ухудшения успеваемости и таким образом перечеркнуть все старания родителей по созданию «идеального» ребенка.

Воспитание и обучение – это тяжелейший труд, требующий колоссального вложения ресурсов – как духовных, так и материальных. И, дабы затраченные усилия оправдали себя, нужно не только опираться на собственное видение определенных вопросов, а и интересоваться мнением ребенка. Занятия, к которым он не испытывает ни малейшего интереса, не только не принесут пользы, а и смогут навредить.