Проведение эколого-эстетических экскурсий с дошкольниками

16 Дек 2012, Автор: admin

Предлагаем Вашему вниманию советы, которыми могут воспользоваться педагоги и родители при организации и проведении эколого-эстетических экскурсий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. (по материалам курса Ecologic, разработанного специалистами неправительственной организации  Keep Sweden Tidy Foundation для шведских школ).

1. Экскурсия – это прогулка. Определяя цели, не забудьте об удовольствии, которое даёт общение с природой, активизируйте детское стремление к открытиям, которое будет способствовать интеллектуальному развитию дошкольников.

2. Экскурсия начинается перед выходом за дверь: подумайте об одежде, еде и материалах, которые нужно взять с собой (лупа, бинокль, верёвка). Не нагружайтесь слишком тяжело.

Чтобы создать настроение ожидания, обсудите вместе с детьми цели вашей экскурсии: узнать что-то новое о природе, зародить в своем сердце любовь к родной природе, увидеть своими глазами жизнь животных и растений, о которых раньше слышали, полюбоваться красотой природы, подышать свежим воздухом, поиграть, устроить пикник, подвигаться.

Вы не можете говорить, когда группа движется, но время в пути тоже может быть использовано для выполнения заранее данных заданий.

Задания «по пути»:

— дать каждому ребёнку по 7 кусочков цветной бумаги и предложить найти что-то такого же цвета по пути (по возвращению сложите мозаичную картину из этих находок);

— посчитать, сколько раз по пути вы увидите воробья (галку, грача, голубя, ворону и т.д.);

— сколько всего птиц (насекомых) заметите;

— найти «мягкое – твёрдое», «молодое – старое», «гладкое – шероховатое», «круглое – длинное» (на привале обсудите все находки).

На экскурсии в лесу нужна тишина, а дети не всегда умеют быть тихими. Попросите их:

— задержать дыхание, насколько можно, тогда сразу станут слышны лесные звуки;

— закрыть глаза и послушать шум ветра, голоса птиц;

— прислушаться, а затем имитировать звуки леса (скрип старого дерева, голоса птиц и жужжание насекомых).

На привале используйте игры.

Если стало холодно

 «Обменяй дерево». Выберите поляну и отметьте вокруг неё деревья («экологическим» способом, не повреждая их: развесьте на сучках, например, ранцы детей) – на одно меньше, чем количество игроков. Игра строится по принципу «третий лишний»: все, кроме водящего, под отмеченные деревья и по его команде перебегают под деревья соседей. (Можно перемещаться бегом, приставным или «гусиным» шагом, прыжками и т.д. Стоять на одном месте нельзя.) Водящий старается «захватить» себе дерево; ребёнок, оставшийся без дерева, становится водящим. Закончите игру знакомством с деревьями, под которыми играли.

Если устали

ещё теснее, все одновременно сделайте шаг внутрь круга. Должно быть очень тесно: так, чтобы грудью ощущать спину соседа. А теперь медленно по команде присаживайтесь, придерживаясь принципа: прежде чем сесть, подставь колени другому. К удивлению участников, все окажутся устойчиво сидящими друг у друга на коленях: так можно отдыхать там, где некуда присесть.

«Массажный круг». Усталость часто выражается в болях в плечевом поясе. Стоя в тесном кругу, повернитесь направо и помассируйте плечи и спину соседу. Не слишком усердствуйте – придёт пора повернуться налево, и тогда вы узнаете, больно ли вы делали массаж своему другу или нет.

«Слепая гусеница». Зрительное восприятие часто притупляет другие ощущения, например обоняние и слух.

Постройте детей в цепочку, завяжите всем глаза и предложите положить руки на плечи впереди стоящему. Подготовьте заранее полянку с «препятствиями» в виде пеньков, небольших ямок, горок и приведите туда детей с уже завязанными глазами. Первым идёт педагог – «зрячий», остальные движутся друг за другом, держась руками за впереди идущего. «Зрячий» комментирует дорогу, предупреждая о препятствиях, сознательно преувеличивая их размеры и сложность преодоления. После недолгого кружения по полянке развяжите детям глаза и покажите, что преодолевали они крошечные ямки, пеньки и безопасные горки.

Игры-анализаторы

Такие игры – хороший способ приучить дошкольников анализировать увиденное: сравнивать, находить отличия, общие черты (листья, семена и плоды растений дают массу материала для проведения подобных занятий). Если вы собираетесь использовать цветущие растения, предупредите детей заранее, чтобы они не рвали цветов, а просто подзывали вас к находке.

Групповые задания

«Чудесный мешочек». Соберите вместе с детьми как можно больше разного природного материала: шишек, камешков, ракушек, пёрышек, желудей, кусочков коры и т.д. Сложите в непрозрачный мешочек и определить на ощупь, что же ему досталось. Если нужно разделить детей, например на три группы по четыре человека, положите в мешочек три разных природных объекта по четыре экземпляра каждого. Когда дети опознают и извлекут свои объекты, предложите им собраться в отдельные группы: кому достались камешки, ракушки и т.д.

Вы можете продолжить эту игру, тогда ваша прогулка окажется посвящённой сочинению сказок. Предложите каждой группе сочинить сказочную историю о своём природном объекте. Особенно хорошо такие сказки сочиняются на берегу реки или озера – тогда всю прогулку можно назвать  «Истории нашей реки». Запишите сказки, когда вернётесь в группу, и сделайте рукописный журнал с иллюстрациями детей.

«Решётка». Выложите палочками или начертите на земле решётку из 9 клеточек. Положите в каждую клеточку по одному природному объекту (семена, камешек, пёрышко и т.п.). Разделите детей на группы, дайте им возможность в течение 30 секунд посмотреть на вашу решётку и предложите каждой группе отойти в сторону и сделать такую же. Оцените успешность и точность выполнения.

«Что изменилось». Дайте детям 30 секунд на заполнение решётки. Затем попросите их отвернуться и поменяйте местами два предмета. Когда дети повернуться, должны угадать, что изменилось.

Используйте оба варианта «Решётки» для запоминания различных форм листьев, узнавания семян и плодов растений.

Экспресс – пантомима «Движение в природе». Распределите детей на группы и дайте задание, например: изобразить снегопад; полёт семян одуванчика; листопад; стаю волков; шмеля на цветке; журавлей. Пока одна группа разыгрывает пантомиму. другая стремится отгадать, что они изображают.

Индивидуальные задания

Дайте каждому ребёнку индивидуальное задание и время на его выполнение: 3-5 минут. Соберите всех вместе и послушайте отчёты о выполнении заданий.

Варианты:

— посчитай, сколько разных лишайников (не называя их) приютилось на большом камне (или на коре большого дерева);
— прислушайся, не сходя с места, сколько птичьих голосов ты слышишь;
— выложи на траве кольцом верёвку и подсчитай, сколько живых существ обнаружится в этом кругу; названия скольких из них ты знаешь?
— переверни большую трухлявую деревяшку: много ли животных нашли приют под ней?
— подойди к большой берёзе и рассмотри, кто на ней питается;
— заберись на пенёк: сколько ещё пеньков ты видишь с него?
— приглядись к большому пню: кому он даёт приют;
— найди дерево, семенами которого кормятся птицы;
— найди три приметы приближающейся осени (зимы, весны, лета);
— найди гриб, орех или шишку, погрызенную зверем.

«Вообрази!»

Разместившись на живописной полянке, под раскидистым деревом, на опушке леса или берегу озера, постарайтесь разбудить воображение детей.

Задайте им вопросы.

1. Как выглядел этот пень пятьдесят лет назад?
2. Что станет с этой полянкой, если её облюбуют туристы?
3. Что будет в этом лесу, если исчезнут насекомые (птицы)?
4. Что будет, если прошлогодние листья не перегниют?

Уходя с прогулки, предложите детям последнюю игру: найди то, что не принадлежит природе. Этим вы ненавязчиво предложите убрать мусор и очистите уголок леса или сквера, куда ещё не раз можно будет приходить.

Домашнее задание: подготовить рассказы и рисунки об экскурсии для детей, которые не были на прогулке.