Семейно-ориентированное сопровождение ребенка в ДОУ
07 Мар 2014, Автор: adminСемейно-ориентированное сопровождение — это вид педагогической деятельности дошкольной организации, направленный на совместное, партнерское взаимоотношение с семьей воспитанника по воспитанию, развитию, коррекции растущей личности с ориентацией на ценности общества. Имеется в виду не любая форма помощи семье, а поддержка, в основании которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности за выбор варианта индивидуального воспитательного воздействия на ребенка с учетом его физического, психического, духовного.
Новое направление работы с семьей требует создание при дошкольных организациях службы семьи — объединения специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения: воспитателей, медицинских работников, психолога, социального педагога, логопеда, инструктора по физической культуре. При этом служба сопровождения семьи должна учитывать следующие принципы:
— рекомендательный (необязательный для исполнения) характер;
— приоритет интересов сопровождаемого;
— непрерывность сопровождения на всех этапах развития ребенка;
— мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
— стремление к автономизации.
Служба сопровождения семьи воспитанников дошкольной организации должна опираться на следующие типы семей:
— семьи группы риска с аморальным поведением и насилием над ребенком;
— семьи с больным или ослабленным здоровьем ребенком;
— многодетные семьи;
— малообеспеченные семьи;
— молодые семьи, в которых родители учатся и не имеют опыта и времени на воспитание ребенка.
С учетом типа семьи оказывается адресная помощь и поддержка ребенку.
Так, службы сопровождения по работе с семьей группы риска осуществляет работу по следующим направлениям:
1. Скрининговая диагностика детей в проблемных ситуациях для выявления потенциальной группы риска.
2. Выделение из потенциальной группы риска реальной группы риска.
3. Разработка адресных программ сопровождения ребенка в данной семье.
4. Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательной организации.
Сопровождение семей и детей группы риска осуществляется совместно с органами опеки и попечительства, органами внутренних дел. В таких семьях нарушаются права ребенка, поэтому необходимо частое его посещение на дому, обследование домашней обстановки и условий жизни дошкольника. Такому ребенку необходима своевременная помощь психолога и социального педагога в коррекции поведения и развития, а также медицинского работника в оказании лечебно-оздоровительных услуг. В случае неблагоприятных обстоятельствах в семье ребенка необходимо рекомендовать его в детские дома или семейные, частные дома ребенка для гармоничного проживания детства.
Сопровождение семьи с больным ребенком необходимо создание индивидуальных лечебно-оздоровительных программ с учетом заболеваний воспитанника, направлением которых является профилактика заболеваний, укрепление и сохранение здоровья дошкольника. Коллектив детского сада должен работать над созданием здоровьесберегающей среды, в которой важное место занимает водные, воздушные, физкультурно-оздоровительные процедуры, фитотерапия и арттерапия, семейные праздники Здоровья и др.
Многодетным и малообеспеченным семьям необходима программа социальной помощи со стороны государства, в которую входят дотации на питание, одежду, посещение детского сада.
Для молодых семей необходимо создание школы «Молодая семья», в которой молодые родители получат необходимые консультации по воспитанию ребенка от разных специалистов и по разным направлениям развития. Здесь могут обсуждаться самые разнообразные вопросы, волнующие молодую семью, от вопросов воспитания и до подбора игрушек.
Семьи с разным стилем воспитания и воспитательной позицией родителей также требуют разных подходов в педагогическом сопровождении. Особое внимание педагогический коллектив детского сада должен уделять семьям с авторитарным стилем воспитания и гиперопекой. Так как неблагоприятны для формирования самостоятельности, ответственности, любых социальных навыков, в том числе способности к социальному взаимодействию и правильному безопасному поведению в обществе такие стили воспитания, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция, сопровождающееся повышенной опекой, большим количеством запретов.
Таким образом, семейно-ориентированное сопровождение ребенка в образовательном процессе предполагает разнообразие моделей взаимоотношений с семьями воспитанников для сохранения дошкольного детства, интимного и личностного развития каждой растущей личности.
По научно-исследовательским материалам Л.В. Трубайчук