Семейно-ориентированное сопровождение ребенка в ДОУ

07 Мар 2014, Автор: admin

Семейно-ориентированное сопровождение — это вид педа­гогической деятельности дошкольной организации, направлен­ный на совместное, партнерское взаимоотношение с семьей воспитанника по воспитанию, развитию, коррекции растущей личности с ориентацией на ценности общества. Имеется в виду не любая форма помощи семье, а поддержка, в основании ко­торой лежит сохранение максимума свободы и ответственности за выбор варианта индивидуального воспитательного воздей­ствия на ребенка с учетом его физического, психического, ду­ховного.

Новое направление работы с семьей требует создание при до­школьных организациях службы семьи — объединения специали­стов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения: воспитателей, медицинских работников, психолога, социального педагога, логопеда, инструктора по физической культуре. При этом служба сопровождения семьи должна учитывать следующие принципы:

— рекомендательный (необязательный для исполнения) ха­рактер;
— приоритет интересов сопровождаемого;
— непрерывность сопровождения на всех этапах развития ребенка;
— мультидисциплинарность (комплексный подход) сопро­вождения;
— стремление к автономизации.

Служба сопровождения семьи воспитанников дошкольной ор­ганизации должна опираться на следующие типы семей:

— семьи группы риска с аморальным поведением и насилием над ребенком;
— семьи с больным или ослабленным здоровьем ребенком;
— многодетные семьи;
— малообеспеченные семьи;
— молодые семьи, в которых родители учатся и не имеют опыта и времени на воспитание ребенка.

С учетом типа семьи оказывается адресная помощь и под­держка ребенку.

Так, службы сопровождения по работе с семьей группы риска осуществляет работу по следующим направлениям:

1. Скрининговая диагностика детей в проблемных ситуациях для выявления потенциальной группы риска.
2. Выделение из потенциальной группы риска реальной груп­пы риска.
3. Разработка адресных программ сопровождения ребенка в данной семье.
4. Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательной организации.

Сопровождение семей и детей группы риска осуществляется совместно с органами опеки и попечительства, органами внутренних дел. В таких семьях нарушаются права ребенка, поэтому необходимо частое его посещение на дому, обследование домаш­ней обстановки и условий жизни дошкольника. Такому ребенку необходима своевременная помощь психолога и социального пе­дагога в коррекции поведения и развития, а также медицинского работника в оказании лечебно-оздоровительных услуг. В случае неблагоприятных обстоятельствах в семье ребенка необходимо рекомендовать его в детские дома или семейные, частные дома ребенка для гармоничного проживания детства.

Сопровождение семьи с больным ребенком необходимо соз­дание индивидуальных лечебно-оздоровительных программ с учетом заболеваний воспитанника, направлением которых явля­ется профилактика заболеваний, укрепление и сохранение здоро­вья дошкольника. Коллектив детского сада должен работать над созданием здоровьесберегающей среды, в которой важное место занимает водные, воздушные, физкультурно-оздоровительные процедуры, фитотерапия и арттерапия, семейные праздники Здо­ровья и др.

Многодетным и малообеспеченным семьям необходима про­грамма социальной помощи со стороны государства, в которую входят дотации на питание, одежду, посещение детского сада.

Для молодых семей необходимо создание школы «Молодая семья», в которой молодые родители получат необходимые кон­сультации по воспитанию ребенка от разных специалистов и по разным направлениям развития. Здесь могут обсуждаться самые разнообразные вопросы, волнующие молодую семью, от вопросов воспитания и до подбора игрушек.

Семьи с разным стилем воспитания и воспитательной пози­цией родителей также требуют разных подходов в педагогиче­ском сопровождении. Особое внимание педагогический коллек­тив детского сада должен уделять семьям с авторитарным стилем воспитания и гиперопекой. Так как неблагоприятны для фор­мирования самостоятельности, ответственности, любых соци­альных навыков, в том числе способности к социальному взаи­модействию и правильному безопасному поведению в обществе такие стили воспитания, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция, сопровождающееся повышенной опекой, боль­шим количеством запретов.

Таким образом, семейно-ориентированное сопровождение ребенка в образовательном процессе предполагает разнообразие моделей взаимоотношений с семьями воспитанников для сохра­нения дошкольного детства, интимного и личностного развития каждой растущей личности.

По научно-исследовательским материалам Л.В. Трубайчук