Толерантность — условие обеспечения психологической безопасности образовательной среды в ДОУ

18 Май 2013, Автор: admin

Толерантность образовательной среды в ДОУДля современных педагогов детского сада актуальна задача создания условий образовательной среды, в которых процесс образования, развития и обучения будет безопасным. Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды дошкольного учреждения, свободное от насилия во взаимодействии с ребенком, способствующее удовлетворению детей в общении, обеспечивающее психологическое здоровье всех участников. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ организуется с учетом конкретных условий, направлена на сохранение здоровья детей, формирование адекватного поведения и успешной деятельности каждого ребенка.

Исследователи толерантности (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, Е.О. Смирнова и др.) уверены, что особенности и закономерности психического развития ребенка в первые годы жизни, дают основания и возможность для воспитания его в духе толерантности: «толерантность, сформированная в ранние и детские годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе».

Использование авторской программы формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста на цветовом тренинге обусловило решение поставленной задачи. Были сделаны выводы о том, что основы толерантности можно формировать уже в дошкольном возрасте, так как само предназначение дошкольного периода развития заключается «не столько в овладении знаниями, сколько в становлении базовых свойств личности». Наше исследование, проводимое в детском саду № 176 г. Тольятти, Самарской области, в настоящее время направлено на создание и апробацию модели формирования толерантности субъектов педагогического процесса, как условия обеспечения психологической безопасности образовательной среды детского сада.

Определены цель, задачи, содержание и механизм оценки результатов экспериментальной деятельности.

Цель: создание модели развивающего и психологически-безопасного цветового образовательного пространства для детей 2-7 лет, способствующей развитию толерантной личности дошкольника и успешной его социализации в условиях школьного образования.

Задачи: психолого-педагогическое обоснование приоритетного направления модели, создание и апробация модели развивающей и психологически безопасной воспитательной системы, направленной на формирование толерантной личности дошкольника, разработка критериев оценки эффективности действующей модели.

Модель психологически-безопасной, развивающей, среды включает в себя следующие компоненты: цветовой тренинг толерантности детей 5-7 лет , программа проектирования цветовой предметно- пространственной среды детского сада, цветовой тренинг толерантности педагогов, технология развивающего взаимодействия «Вместе» в системе воспитатель- родитель-ребенок.

Механизм оценки результатов (показатели эффективности модели):

— Оценка безопасности образовательной среды детьми — воспитанниками детского сада. (Определяется доля детей 2-3 лет с низкой и средней тяжестью адаптации к условиям детского сада в период первичной социализации.)

— Оценка социально-психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе (определяется доля выпускников д/сада с адекватной самооценкой и низким уровнем личностной тревожности) (по Гуткиной И.А.)

— Оценка безопасности образовательной среды в ДОУ воспитателями и родителями воспитанников (по И.А.Баевой)

— Оценка коммуникативной толерантности воспитывающих взрослых (по Бойко В.В.)

Ожидаемые результаты:

1. Создание действующей модели развивающей .цветовой психологически-безопасной образовательной среды детского сада.

2. Повышение толерантного отношения воспитывающих взрослых к детям дошкольного возраста.

3. Повышение уровня социальной адаптированности выпускника детского сада.

Выводы:

— Основы толерантности можно формировать уже в дошкольном возрасте.

— Толерантность субъектов педагогического процесса выступает условием психологической безопасности образовательной среды детского сада.

— Уровень психологической безопасности образовательной среды детского сада можно оценить через анализ уровня толерантности всех субъектов образовательного процесса, уровень социальной адаптированности, тревожности, самооценки выпускников детского сада.

По материалам Н.В. Шакиной, г. Тольятти (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 230-232).

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды ДОУ возможно и с помощью такого современного средства как Интернет. Например, возможность слушать детское радио онлайн позволяет прослушивать музыкально-литературные композиции, детские сказки во время организации продуктивных видов деятельности, музыкальные произведения могут сопровождать игры детей и обогащать музыкально-творческую деятельность.