Реализация модели развивающей цветовой образовательной среды группы раннего возраста

16 Май 2013, Автор: admin

ранний возрастПериод раннего возраста человека сопровождается формированием начального уровня его самостоятельности в самореализации, активности в самовыражении, инициативности, автономности, то есть качеств личности, развитие которых может быть обеспечено созданием эмоционально-благоприятной, психологически безопасной образовательной среды. Модель психологически — безопасной, развивающей среды группы раннего возраста детского сада включает в себя систему занятий по рисованию и аппликации с целью развития способностей выражать свои эмоции, чувства, настроение и отношение к явлениям окружающего мира через использование цвета, как средства творческого отношения к себе и миру. Предлагается опыт проектирования одного из основных компонентов модели психологически ­безопасной, цветовой образовательной среды экспериментальной группы раннего возраста детского сада № 176 г. Тольятти.

В работе используем перспективный «План работы с детьми по реализации модели развивающей, цветовой, психологически безопасной образовательной среды группы раннего возраста».

Задачи: научить детей узнавать и называть четыре основных цвета, стимулировать самостоятельный выбор цвета красок, фона листа бумаги, и пр., поощрять желание детей к экспериментированию с красками, карандашами, цветным тестом, цветным песком, готовыми аппликационными формами, познакомить детей с различными видами и способами изобразительной деятельности с цветным материалом, поощрять проявление у детей самовыражения.

Основные принципы: интеграции, гумманизации, диалогичности, последовательности, индивидуализации, деятельностного подхода.

Основные методы и приемы: создание цветовой дидактической среды на занятии, создание ситуаций самостоятельности действия и успеха, сочетание наглядности, слова и действия, сочетание обучающих и творческих заданий, использование нетрадиционных средств изодеятельности, художественное слово, сотрудничество взрослого с ребенком и пр.

Тема: «Разноцветные лужи» (декабрь)

Цель занятия: Подводить детей 2,5-3 лет к самостоятельному выбору цвета для решения поставленной изобразительной задачи.

Задачи:

— Закреплять умения детей узнавать и называть синий и желтый цвета, подбирать предметы для оформления «картины» по цвету.
— Использовать элементы модульной аппликации (отрыв мелких частей от листа бумаги и наклеивание их на готовую клейкую форму).
— Поддерживать самостоятельность и активность детей при выборе цвета бумаги- капелек для оформления лужи.
— Развивать речь детей: Активная речь: синего, синяя, желтая, желтого, дождик, лужи, разноцветный, разноцветные. Пассивная речь: налетел, яркое (солнце), лучики, небывалой, приклеить, разорвать, кусочки, облака, тучки

Материал: Мольберт, вырезанные из цветной бумаги (желтая и синяя) силуэты облаков, цветов, девочки, капелек и солнца. Силуэты луж, покрытые самоклеющейся белой пленкой.

Предварительная работа: Наполнение предметной среды групповой комнаты предметами синего и желтого цвета, игры с желтым и синим цветом, изготовление совместно с родителями картин в синих и желтых тонах.

План- конспект занятия в 1 младшей группе (январь)

Тема: «Разноцветные рыбки плавают в синем море». Цель: развитие самостоятельности, активности и первоначальных навыков совместной деятельности детей при выборе вида изобразительной деятельности и цвета создаваемого образа рыбки.

Задачи:

— Продолжать учить рисовать мазками в определенном порядке, создавая привлекательный образ рыбки и (используя новое изобразительное средство — тычок).
— Развивать способность наклеивать готовые аппликативные формы (круг) в определенном порядке, ориентируясь на образец.
— Продолжать знакомить детей с красным цветом, с сочетанием красного, синего, желтого цветов.
-Развивать речь детей: aктивную речь: «красная», «красные», «синее», «желтая», «желтые»; пассивную речь: «водоросли», «плескались», «волновалось», «резвились».
— Развивать психические новообразования возраста 3 лет: самостоятельность в деятельности, активность в общении.

Средства обучения: специальное игровое пособие «Море» — синий или голубой отрез ткани размером 1м. х 1м. с «водорослями» красного и желтого цветов, приклеенных с изнаночной стороны ткани, желтая и красная бумажные рыбки, прикрепленные на лицевой стороне ткани, белые рыбки, «плавающие» среди «водорослей», заготовки-силуэты рыб для рисования и аппликации, красная и желтая краска (гуашь), клей, красные и желтые готовые формы для аппликации (круги), кисточки для клея, салфетки, тычки, розетки для клея и краски, держатели для рыбок, ширма для крепления «Моря».

Подготовительная работа: подвижная игра «Кот рыболов», пальчиковая игра «Рыбка в море», игры с игровым пособием «Волшебный ковер»,обучение наклеиванию готовых аппликативных форм на заданный силуэт по образцу. Мотивация детей: Игровая. Рассказывается сказка про рыбок, живущих в море. Воспитатель с детьми играет по ходу рассказывания сказки.

Методические приемы обучения: опора на имеющийся опыт детей, показ способа действия, показ образца, вопросы к детям, художественное слово, пальчиковая игра, фиксация положения руки, поощрение, указания взрослого, создание ситуации успеха.

Таким образом, специально- созданные дидактические условия, направленные на «погружение» маленького ребенка в мир цвета обеспечивают психологическую безопасность образовательной среды группы раннего возраста детского сада.

По материалам И.А. Якуниной, г. Тольятти (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 237-240).