Экологизация образования: Ф. Фребель

22 Июн 2014, Автор: admin

F.FroebelНемецкий педагог Ф. Фребель уловил вырабатывающуюся в науке идею органической эволюции и первый применил ее к воспитанию. Эта идея лежит у Фребеля как в основе понимания природы, так и в основе его педагогических методов. «Все последующее должно исходить из предшествующего» – в этой форме заключается и понимание процесса развития ребенка, и основное методическое требование Фребеля.

Философское мировоззрение Ф. Фребеля близко к пантеизму, поэтому понимание естествознания им своеобразно. Подобно тому, как в процессе жизни и развития человека Фребель видел внешнее проявление внутренней жизни, отраженный свет божественного начала, так и в природе он видел «откровение бога». Природа – создание бога. Развитие природы и человека совершается по одним и тем же законам, но только в разной степени. Человек видит себя в природе, как в наглядных, живых письменах. Он усматривает в природе «свои стремления, свое назначение, свое призвание…». Дух божий таится в природе, сообщается посредством природы, образуется в природе и через природу. Поэтому Ф. Фребель требует, чтобы детей с ранних лет ставили в близость с природой. Ничто не сближает так воспитателей и детей, как обоюдное стремление заниматься изучением природы.

В основу своей педагогической теории Ф. Фребель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов в творческой самодеятельности (в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности).

Познание Фребель понимал как процесс пробуждения дремлющих внутренних сил путем сенсорного опыта и физических движений. Цель воспитания – развитие природных способностей человека.

В работе «Воспитание человека» Ф. Фребель высказывает мысль о том, что воспитание, преподавание и назидание в начале жизни человека должны быть, по необходимости, пассивными, следящими, но отнюдь не предписывающими, решающими и насильственными. Само воспитание Фребель строит на образцах и явлениях из природы, когда требует для ребенка естественного и свободного развития. «Растениям и животным, молодым растеньицам и молодым животным мы даем пространство и время, зная, что они тогда, согласно законам, действующим в каждом из них, прекрасно развиваются и хорошо растут; молодым животным и растениям дают покой и стараются не допускать воздействий, насильственно влияющих на них, зная, что в противном случае будет задержано их чистое и здоровое развитие, а молодой человек для человека – кусок воску, ком глины, из которого он может лепить, что ему угодно».

Ф. Фребель замечает, что дети крестьян, работающих с лошадью, в саду, пасущие гусей, познают глубже окружающий мир, учатся отличать петрушку от сельдерея, при этом обращают внимание на различие листьев и запаха этих растений, знакомятся с различными свойствами других растений. Огромное богатство знаний постигается путем такой работы.

Фребель подметил необычайную любознательность ребенка: «…не отталкивайте его недружелюбно, не гоните его прочь от себя, не будьте нетерпеливы при его всегда повторяющихся вопросах. Каждым грубым или резким словом вы уничтожаете почку на его жизненном дереве».

Однако, уверен Ф. Фребель, отвечая ребенку, не следует говорить ему больше, нежели это необходимо для того, чтобы он сам мог пополнить ответ взрослого, ибо, конечно, легче услышать ответ от другого, нежели самому поискать и найти его для себя. Ответ, даже в четверть верный, но найденный самостоятельно, для ребенка гораздо важнее, чем наполовину услышанный и наполовину понятный.

Ф. Фребель подчеркивал благотворное влияние частых прогулок с детьми, причем необходимо «не гонять детей, как стадо баранов, не вести их, как роту солдат, а идти с ними, как отец с сыновьями, как брат среди братьев и показать им воочию, что дает природа в каждое время года». Не следует думать, что дети, живущие в деревне или на даче, не нуждаются в прогулках и беседах, так как «бегают по воле». «Да, они бегают на воле, но они не живут на воле, но они не живут в единении с природой. Не только детям, но и многим взрослым приходится жить в отношении к природе и ее существам, как человеку, который живет среди нее и почти не знает ее, как свою собственность… поэтому с детьми бывает то же, что и с людьми, выросшими в очень красивой местности, красоты которой они даже и не предчувствуют».

По мысли Ф. Фребеля, небольшие путешествия и отдаленные прогулки должны учить ребенка смотреть на местность, в которой он живет, как на нечто цельное, чувствовать и сознавать природу, как нечто цельное. Изучить свою долину, потом соседние, исследовать свой ручеек или речку от истока до устьев, подняться на высокие вершины, уяснить себе образование и течение реки, наблюдать на месте «продукты гор», долин и равнин, земли и воды, животных и растения в их обычной жизни и жилищах – вот цели прогулок и путешествий. Таким образом, «посредством непосредственных наблюдений вещей природы, а не посредством словесных объяснений и понятий, для которых у мальчика нет в себе образов, в нем рано, сначала смутно, а потом все яснее и яснее будет развиваться великая мысль о внутренней и живой связи всех вещей и явлений в природе». Кроме того, в ребенке формируется наблюдательность по отношению к предметам природы и внешнего мира, он учится обращать внимание и думать.

Однако важна и забота об объектах природы со стороны детей. «Осмысленный уход за маленьким садиком на окне или в горшке составляет для ребенка источник нравственного облагораживания». В работе «Детский сад», в XVIII главе «Сады детей в детском саду», Фребель говорит, что в каждом детском саду должен быть садик для детей (описывает форму, размеры, расположение).

Сад изображает отношение ребенка к своей семье, поэтому является не только развивающим, но и воспитывающим, поучительным. Ребенок, ухаживая за садом, познает природу в сравнении: сравнивая плоды и растения, стоящие рядом, познает их свойства. «При обсеменении, возделывании и засаживании общего поля показываются, следовательно, и различные семена растений детям для сравнения, сопоставляются между собой, отыскиваются общие, равно как и отличительные признаки их, чтобы ребенок был в состоянии назвать различные растения и отличить их семена друг от друга».

В процессе ухода за своей грядкой, ребенок старается добиваться лучших результатов, при этом заслуживает похвалу или, при недостаточной работе, – порицание. Работа в саду должна вызвать эмоциональный настрой у детей, он создается за счет исполнения детской садовницей-воспитательницей песенок, стишков.

Как видим, Ф. Фребель считал природу важным средством нравственного воспитания. Для решения его задач он рекомендовал привлекать детей к уходу за растениями и животными, к практическому освоению мира природы.

В оценке воспитательного значения природы Ф.Фребелю близка итальянский педагог М. Монтессори.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 45-48.