Игровая деятельность и математика

29 Янв 2012, Автор: admin

Итак, продолжаем разговор о математическом развитии дошкольников в условиях внедрения ФГТ, а именно об особенностях данной образовательной работы в процессе организации разных видов детской деятельности в контексте модернизации дошкольного образования.

В первую очередь, назовем игру, игровую деятельность как ведущую деятельность детей дошкольного возраста. В процессе игры допустимо свободное общение и взаимодействие детей друг с другом, проявление разнообразных интеллектуальных эмоций, опора на детский опыт, разрешение ошибок и противоречий, которые неизбежно возникают при освоении чего-то нового, неизведанного.

В игровой деятельности ребенок находится в позиции «равноправного партнера» по отношению ко взрослому, что способствует укреплению уверенности в себе, в своих интеллектуальных возможностях.

Одним из основных средств технологий, направленных на накопление логико-математического опыта детей является сюжетная логико-математическая игра, рассматриваемая в качестве аналога современ­ного занятия. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией.

Е.А. Носовой разработан комплекс таких игр и упражнений, которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду». Автор разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями. Примером сюжетных логико-математических игр могут служить: «Помоги муравьишкам», «Найди клад», «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок» и др. Играя, дети осваивают средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний. В каждой игре имеется завязка-сюжет, действующие лица, которые следуют сюжетной линии, элементы схематизации, преобразования, игровая мотивация, ситуации для обсуждения, выбора материала, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

В сюжетно-ролевой, творческой игре отражаются впечатления детей об окружающем, их знания, понимание происходящих событий и явлений. Их основное отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и их выполнение. Наиболее притягательную силу для дошкольников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроты и логичности мысли. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ребенок выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.

А.М. Вербенец предлагает использовать в работе с детьми такие логико-математические игры как «Магазин», «Супермаркет», «Кулинария», «Портняжная мастерская», «Ателье», «На кухне» и др., которые создают условия для освоения дошкольниками вычислительных действий, для организации опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление отношения часть – целое, взвешивание, сравнение по размеру, объему и т.п.).

Умственное развитие детей происходит как в процессе творческих игр (развиваются умения обобщать функции мышления), так и в дидактической игре. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные игры, направленные на умственное развитие ребёнка, насыщенные логическим содержанием.

Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.).

В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идёт по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется.

В работе с детьми также применяются наиболее эффективные развивающие игры: логические блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; развивающие игры Никитина и Воскобовича; наглядные модели; игры-головоломки (геометрические конструкторы) и др.

Использование этих средств развивает воображение, пространственные представления, конструктивное мышление, смекалку, сообразительность. Важным является и то, что наряду с учебно-игровыми пособиями используется «жизненный» материал, что помогает педагогу осуществить перенос изучаемого на бытовые ситуации, близкие детям.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…