Экологическая составляющая детской субкультуры: механизмы становления

12 Янв 2012, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Экология и жизнь: сборник статей XVII междунар. науч.-практ. конф. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. — С.60-63.

Знание специфических особенностей детской субкультуры в целом, и экологической субкультуры современных детей, факторов и механизма ее становления позволит максимально эффективно решать задачи их личностной социализации, а также основные задачи образования: адаптации, развития и самореализации личности в быстроменяющихся социально-культурных условиях современной жизни.

Анализ проблемы исследования показал, что механизмы становления экологической субкультуры детей связаны с культурной трансмиссией («передачей себя по наследству» своим новым членам и прежде всего – детям) и аккультурацией (влиянием на ребенка разных культур).

Действие механизма, запускающего процессы экологического развития ребенка и саморазвития его личности, обеспечивается за счет природной предрасположенности ребенка, наличия в детской субкультуре различных природных программ, обеспечивающих многообразие восприятия, понимания, чувствования, мышления, среды, в которой воспитывался ребенок с первых лет жизни;   природных условий, предполагающих различную возможность детей присваивать экологический опыт; влияющих факторов; сценариев педагогического сопровождения, различную степень экологической депривации, активной поддержки взрослыми попыток ребенка подражать окружающим (В.А. Зебзеева, Е.Ю. Копейкина, Н.Б. Крылова).

По сути, субкультура детей – это этап в становлении личности. Она облегчает адаптацию ребенка в новой среде. В ней происходит смена ролей от установленных родителями к тем, которые ребенок выбирает себе сам. И дети предпочитают совершать этот переход вместе. На первое место для них выходит социальный институт – сверстники. Таким образом, механизм становления экологической субкультуры детей можно охарактеризовать как институциональный, когда именно жизнедеятельность детского сообщества и сверстники как социальный институт, являются механизмом, во многом конструирующим субкультуру. Это явление широко реализуется в повседневной жизни, под воздействием стихийных и неконтролируемых факторов, влияющих на данный процесс.

Однако при этом процесс становления экологической субкультуры детей осуществляется как бы по двум каналам. Первый —  обыденный, отражающий современной состояние общества и его экологическую культуру в повседневной жизни. Второй — институциональный, подразумевающий передачу от одного поколения детей к другому сущностных признаков экологической субкультуры.

Институционально заданный «образ» может восприниматься как некий идеал гуманного поведения ребенка в природе, в котором отражена общность экологической картины мира детей, модели и стереотипы поведения, «целостный образ жизни детей». Он позволяет детям выстраивать в сознании собственный экологический идеал и идентифицировать себя с ним.

Однако тенденции развития общества и общественных отношений постоянно вносят свои дополнительные коррективы в процесс становления экологической субкультуры детей, обнаруживая новые противоречия, новые факторы влияния на этот процесс, а, следовательно, трансформируя саму субкультуру и изменяя механизм ее становления.

Также важно учитывать тот факт, что экологическая субкультура является элементом детской субкультуры. Поэтому, используя терминологию, предложенную А.В. Мудриком для обозначения механизмов социализации, основным механизмом становления экологической культуры и субкультуры детей мы будем считать институционально-стилизованный механизм.

Под стилизованным механизмом социализации А.В. Мудрик понимает действие в рамках определенной субкультуры.

Таким образом, внутри детского сообщества формируется, прежде всего,  культура, «живущая по специфическим и самобытным законам дошкольного детства», в нашем случае экологическая субкультура. Данная культура, основанная на общепринятой и исторически сложившейся в данном сообществе доктрине, включающей в себя детский «правовой кодекс», фольклор, своеобразные увлечения, способы и формы свободного времяпровождения и т.д., присваивается членами сообщества и закрепляется на индивидуально-личностном уровне, превращаясь в детскую экологическую картину мира.

При этом, как повседневная жизнь, так и дошкольное образование в условиях целенаправленного обучения, под влиянием самых разных факторов трансформируют экологическую субкультуру детей, она как бы «подвергается стилистической «обработке» самой жизнью и начинает претерпевать трансформацию под влиянием обыденной культуры, которая представлена целым спектром, «сетью» взаимопереплетающихся субкультур» (Л.И. Духова). Роль этих субкультур может меняться в зависимости от социокультурных перемен в обществе и условий жизни того или иного детского сообщества. Тем самым возникают разные субкультурные образования внутри экологической субкультуры детей (экологическая субкультура городских или сельских детей, экологическая субкультура мальчиков и девочек и т.п.), то есть вносятся дополнительные критерии в субкультурную дифференциацию.

Одним из возможных направлений становления экологической субкультуры является присвоение детьми внешних особенностей поведения в природе представителей детского сообщества. В данном случае следует говорить о механизме подражания, когда становление субкультуры начинается «с копирования внешнего «рисунка поведения» и предметной презентации представителей данной субкультуры. То есть, при недостаточно сформированном ценностно-смысловом компоненте ребенок, оказавшись в новой культурной среде, вынужден соблюдать поведенческие и атрибутивные нормы данной среды. Таким образом, основной акцент в такой ситуации переносится на формирование коммуникативно-поведенческого компонента  экологической субкультуры.

Как утверждает Л.И. Духова, данный процесс может рассматриваться как движение от «внешнего к внутреннему», от «образа жизни» к «образу мира», от заданных норм – к ценностям и мотивам. Важную роль в переводе внешнего (коммуникативно-поведенческого компонента) во внутреннее (в ценностно-смысловой компонент) играет эмоционально-оценочная сфера, то есть принятие или непринятие тех форм и способов поведения и общения, которых ребенок придерживается в силу необходимости существования в детском сообществе.

Эмоции, эмоциональное отношение в данном случае могут рассматриваться как условие, и как механизм становления экологической субкультуры, а эмоционально-оценочный компонент – как связующее звено между действием и смыслом. Чем позитивнее отношение ребенка к собственным «ролевым» действиям, тем быстрее они приобретут статус «внутреннего плана», и наоборот, и именно эмоционально-оценочная сфера является средством, позволяющим превратить формальные действия в осмысленные и эмоционально насыщенные поступки, способы поведения и общения.

Однако процесс становления экологической субкультуры детей может идти и в направлении от «внутреннего к внешнему», от «образа мира» к «образу жизни» и рассматриваться как механизм идентификации или отождествления. Это направление соответствует третьему этапу становления экологической субкультуры и когнитивному уровню развития детей.

Так, если на предыдущих этапах, например, под влиянием референтных взрослых или сверстников, уже были достаточно сформированы ценностно-смысловой и эмоционально-оценочный компоненты субкультуры, то формальное принятие ребенком роли и статуса представителя детского сообщества будет естественным продолжением процесса идентификации себя с экологической субкультурой детей. При этом коллективный субъект субкультуры идентифицируется детьми с экологической культурой взрослого мира, заимствуются и перерабатываются культурные единицы, активно используются разнообразные культурные формы созданные взрослыми для детей и отражающие взаимоотношения человека и природы.

Особое место в процессе становления экологической субкультуры детей занимает социальный уровень. Именно он может рассматриваться как более высокий по отношению к эмоциональному и когнитивному уровням. Пройдя этапы самоутверждения и самостоятельного поиска культурно-экологических норм и ценностей, дети начинают не слепо следовать стереотипам, а стремиться к максимально оптимальному их использованию в соответствии с ситуацией. Тем самым они закрепляют существование в обществе такого культурного пласта как экологическая субкультура, который, сохраняя исторически сложившееся «ядро», наполняется адекватным современности содержанием и отражает самобытность детства.

Этапы становления экологической субкультуры детей

Кликните по таблице, чтобы увидеть полностью

Подытоживая вышесказанное, крайне важно еще раз отметить, что выделенные нами уровни лишь отчасти отражают хронологию процесса становления экологической субкультуры детей, а этапы вряд ли могут рассматриваться в плоскости иерархии по отношению друг к другу. Хотя можно предположить, что для большинства детских сообществ, становление экологической субкультуры начинается с коммуникативно-поведенческого компонента, и лишь затем формируется целостная система ценностей и представлений, целостный «образ мира».