Мониторинг качества образования в ДОУ

06 Май 2013, Автор: admin

Мониторинг качества образования в ДОУСложившаяся ситуация требует изменения общих подходов воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиск средств, способствующих повышению качества образовательного процесса, необходимость достоверного диагностического подхода в системе образования с учетом конечных результатов (Р.Г. Гурова и В.Н. Шамардин). Одним из средств улучшения качества образовательного процесса в детских садах считают создание системы мониторинга.

Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями деятельности, система получения данных для принятия тактических решений в науке называется мониторингом.

Разрабатывая мониторинг качества образования в ДОУ, детские сады особое внимание уделяют оценке развития личности каждого ребенка. Мониторинг предусматривает необходимость изучения и оценки развития детей на основе информации полученной от всех специалистов детского сада: психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физическому воспитанию.

В каждой группе заводится отдельная папка, где хранятся результаты развития каждого ребенка за 5 лет. Это позволяет обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития каждого ребенка, что обеспечивает успешность подготовки его к школе. За последние 3 года в детском саду «Лесная сказка», в основном, все дети ушли в школу хорошо подготовленными. 79% выпускников обучаются в школе № 17, с которой детский сад сотрудничает, учатся в школе на «4» и «5», совместно с учителями начальных классов составлена модель выпускника. Одним из направлений дошкольных образовательных учреждений является обеспечение подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

В целом по г. Тобольску качество подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе высокое.

Количество детей, принимавших участие в диагностике — 782 чел. Из них имеют уровень подготовки к школе высокий — 708 чел., что составляет 91 %, средний — 60 чел. (8%), низкий — 7 чел. (1%).

Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима картина состояния управляемой системы. Изменение происходящего представляется возможным при усвоении организации мониторинга. Создана в детских садах «Циклограмма годового контроля», в которой учитывается объект, показатели, способ получения информации, вид обработки, сроки ответственный, управленческое решение. Объектами мониторинга могут быть: научно-методическое обеспечение образовательного процесса, физическое и психологическое здоровье педагогов и воспитанников, качество управления образовательным процессом и так далее.

Создание системы мониторинга, проведение педагогической диагностики в рамках образовательного процесса в детских садах г. Тобольска, осознанное и систематическое его применение — есть потребность современного дошкольного образования. Материалы мониторинга качества образования в ДОУ являются своеобразной историей развития образовательных учреждений и их педагогического коллектива. Педагогическое образование к ним позволяет избежать в дальнейшем многих ошибок, связанных как с организацией педагогического процесса, так и с выбором образовательных технологий.

При подготовке студентов по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» нормативным документом, определяющим содержание готовности специалиста, является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО), в котором отражается квалификационная характеристика выпускника.

В соответствии с Государственным стандартом в процессе производственной практики студенты должны закреплять и углублять знания, полученные в процессе теоретического обучения, приобрести умение по всем видам профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями.

Цель производственной практики — содействие качественной подготовке к самостоятельному, творческому выполнению основных, профессиональных функций специалиста в реальных условиях производственной деятельности, формированию профессионально значимых качеств и психических свойств личности конкурентно-способного на рынке труда выпускника в соответствии с современными требованиями к работникам соответствующего профиля, развитию интереса к избранной профессии.

Мониторинг качества практической подготовки студентов является одновременно и диагностикой профессионального мастерства педагогов, так как в ходе мониторинга поступает обширная информация о результатах профессиональной деятельности педагогического коллектива. Данные результаты анализируются и после соответствующей обработки доводятся до сведения педагогов.

Это позволяет эффективно управлять качеством подготовки будущих специалистов, сделать их конкурентно-способными на рынке труда.

По материалам Т.Д. Светлобородой, г. Тобольск (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 148-150).