Портфолио слушателя как форма оценивания учебной деятельности педагога на курсах повышения квалификации
24 Янв 2012, Автор: adminЕ.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет
Опубликовано: Социально-педагогические аспекты непрерывного образования: Монография / под общ. ред. М.В. Гуковской, А.В. Каменца, О.Г. Федорова. – М.: МГППУ, 2010. — С. 59-69.
В современных социально-экономических условиях задача оптимизации учебной деятельности педагога объективно выдвигается на первый план. Не решив проблему переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, невозможно модернизировать систему общего образования, обеспечить подготовку выпускников школ, качество образования которых будет соответствовать потребностям современной развивающейся экономики. Особенно остро эта проблема встала в связи с необходимостью реализации инициативы «Наша новая школа» и введением стандартов общего образования второго поколения.
Цели современной системы дополнительного профессионального педагогического образования можно обозначить следующим образом:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в соответствии с развивающимся содержанием их деятельности.
2. Формирование в учителе и руководителе учреждений образования качеств субъекта собственного личностного, профессионального и социального развития.
3. Повышение личной ответственности педагогов за уровень своей профессиональной квалификации, ориентированность на личностный смысл учебной деятельности педагога, совершенствование образовательных запросов, развитие их потребностно-мотивационной сферы.
4. Создание благоприятных условий для участия работника образования в системе повышения квалификации не только в роли потребителя, но и в роли производителя образовательных услуг.
Одной из основных задач, стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире.
Однако, как говорит Ю.А. Патругин, «пытаться открывать законы и строить модели различных процессов и явлений, пока нет надежных и строго обоснованных методов измерений управляющих ими фактов, – занятие совершенно бессмысленное и бесполезное, как бы полученные законы не были стройны и изящны». Поэтому встает вопрос о поиске такой формы оценивания, которая была бы ориентирована на продукт, результат учебной деятельности и включала бы самооценивание, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность.
Мы полагаем, что действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций является «Портфолио». Именно такой подход к оцениванию максимально соответствует новой стратегии «Обучение в течение всей жизни», в которой четко прослеживается ориентация на потребности граждан, получающих права и возможности рационально выстраивать собственную образовательную и жизненную траекторию, направленную на совершенствование своих умений и компетенций, гарантирующую им материальное и моральное вознаграждение (Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков).
Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести», а также «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста» (Словарь иностранных слов).
Известно, что как само слово портфолио, так и основная идея собрания работ, не изобретение ХХ века. В эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В области финансовой системы термин портфолио используется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Идея применения портфолио в школе происходит из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х годах.
Однако до сих пор нет единого понимания понятия «портфолио», портфолио не представляет собой какого-то четкого концепта. В современной науке и практике существуют различные подходы к определению понятия «портфолио». Остановимся на некоторых из них.
Портфолио – это:
— способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений (студента, школьника, взрослого) в определенный период его обучения;
— коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях;
— сбор доказательств, систематически, специально организованный и используемый для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
— рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения в различных видах деятельности;
— своеобразная выставка работ, задачей которой является отслеживание личностного роста человека (взрослого, студента, ребенка);
— отчет по процессу обучения: что обучаемый узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создает; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими.
Портфолио педагога – способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности. Главное назначение портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты педагогической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведенные педагогом исследования. Важное предназначение портфолио педагога – это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Однако нас интересует не профессиональное портфолио педагога, а портфолио учебного процесса, организуемого на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Данный портфолио представляет собой один из вариантов сбора и систематизации хода и результатов процесса обучения на курсах повышения квалификации. Именно эта особенность диктует и специфические требования к структуре портфолио слушателя курсов, который отличается от обычного портфолио ученика и профессионального портфолио педагога, собирающего официальные документы и свои творческие работы для того, чтобы сделать более обоснованный и обдуманный выбор дальнейшего обучения и представления материалов на профессиональный конкурс.
Портфолио слушателя, создается для того, чтобы помочь педагогу:
— фиксировать весь процесс обучения, как в очной форме во время проведения лекционных и семинарских занятий, так и во время выполнения заданий и самостоятельной работы во время межсессионного периода;
— качественно подготовить выпускную работу с опорой на изученные материалы;
— в дальнейшем в процессе управленческой и педагогической деятельности восстановить весь процесс обучения и использовать его материалы в своей повседневной практике.
Целью портфолио является стимулирование роста компетентности, профессионализма и продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициативы педагогов.
В таком случае ведение портфолио является обязательным для каждого слушателя курсов повышения квалификации, так как он является официальным документом и представляет собой выпускную аттестационную работу, защищаемую слушателем по прохождении курсов.
Профессиональный уровень педагога определяется комплексом знаний, умений и способностей решать профессиональные задачи определенной сложности.
Существенными характеристиками портфолио слушателя курсов является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющим проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.
Теоретическое изучение вопроса позволило нам обозначить принципы работы с портфолио:
1. Системность и регулятивность самомониторинга.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
6. Аккуратность и эстетичность оформления.
7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
8. Наглядность результатов работы.
9. Технологичность.
Структура портфолио совпадает со структурой учебной программы, по которой осуществляется повышение квалификации (в нашем случае имеет такой же блочно-модульный характер).
Предлагаем возможные разделы портфолио слушателя курсов:
Раздел I. Общие сведения о слушателе. В этом разделе представляются общие сведения о педагоге, которые оформляются в виде резюме. Разрабатывается план профессионального развития на срок от 2 до 3 лет. Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях и позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел II. Входная диагностика. В каждом предлагаемом модуле слушателю необходимо выполнить ряд тестовых заданий, которые позволят объективно оценить уровень профессиональной компетентности педагога. После проверки ответов педагогами проводится самоанализ результатов входной диагностики, определяются направления работы по самообразованию, которые подробно будут представлены в Разделе IV.
Раздел III. Рабочая тетрадь слушателя курсов. В этом разделе необходимо фиксировать (обобщенно) процесс выполнения учебно-тематического плана в ходе очного обучения. Фиксируется процесс освоения учебных дисциплин, детально записывается получаемая информация, слушатель выражает свое отношение к изучаемому материалу, формулирует возникающие вопросы и т.п. Принципиально важно, чтобы в данном разделе были представлены не только материалы, изучаемые во время очных сессий с преподавателями, выполненные «домашние задания», но и все то, что педагог изучил самостоятельно как по заданию преподавателя, так и по собственной инициативе. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов учебной деятельности аттестуемого педагога за определенный период.
Раздел IV. Творческая тетрадь слушателя курсов. В данном разделе слушателю предлагается фиксировать ту деятельность, которая предпринимается им инициативно и самостоятельно, например, аннотации прочитанных пособий и научных изданий, статей в методических журналах, проведенные исследования и анализ их результатов, социологические опросы и т.д. Систематизируются тексты как своих авторских программ, методических материалов и прочее, составленных на основе изученного материала, так и заимствованных у преподавателей, слушателей курсов или в иных источниках (с указанием самого источника).
В данном разделе следует собирать первичные материалы проведенных исследований и отчеты о полученных результатах, систематизировать отзывы о практической деятельности слушателя с использованием материалов данного курса профессиональной переподготовки.
Экземпляр портфолио, сдаваемый в учебную часть может не содержать ксерокопий статей, выдержек из учебных пособий и т.п., однако наличие ксерокопий (электронных ресурсов) в экземпляре, остающемся на руках у слушателя обязательно.
Таким образом, в этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога дошкольного образования:
— обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
— обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
— обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
— использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
— работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, ИПК, вузами и другими учреждениями; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
— участие в методических и предметных неделях;
— организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.;
— проведение научных исследований;
— разработка авторских программ;
— написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
— подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
— другие документы.
Раздел V. Выполнение заданий для дистанционной работы. В этом разделе фиксируются и систематизируются результаты выполнения тех заданий, которые предлагаются преподавателями курсов для слушателей, претендующих на высшую категорию, чтобы в дальнейшем отчитаться перед ними о выполнении своих «домашних заданий», в том числе в межсессионный период.
Раздел VI. Приложения. В раздел могут входить списки творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; списки победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.); программы работы кружков и факультативов; другие документы.
Раздел VII. Итоговый оценочный лист слушателя КБПК. В этом разделе представляются отзывы и рецензии на портфолио и официальный документ, подтверждающий его успешную защиту (или его копия).
Итоговый оценочный лист заполняется научным руководителем на основе данных, полученных из оценочных листов каждого раздела.
Каждый из разделов портфолио оценивается исходя из результатов деятельности слушателя в рамках разных модулей. Набранные баллы суммируются. Если слушателем набрано минимально допустимое количество баллов, то работа допускается к защите.
Обозначим некоторые формы творческих работ, которые слушатель может включить в свою творческую тетрадь (раздел IV):
Аннотированный каталог составляется по интересующим слушателя темам и представляет собой краткий анализ источника. Структура аннотированного каталога может быть следующей:
— выходные данные статьи, пособия, электронного ресурса;
— ключевые слова;
— краткая аннотация.
Список литературы для самообразования, коллекция цифровых ресурсов. Списки литературы приводятся в соответствии с требованием ГОСТа 7.1-84 «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления». Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием в алфавитном порядке и нумеруется. В список вносятся только те работы, которые непосредственно заинтересовали автора портфолио.
План самообразования возможно представить в виде таблицы с заголовками: тема; источник; даты выполнения; отметка о выполнении; примечания.
Темы для самообразования определяются по результатам входной диагностики или выбираются слушателем исходя из той проблемы, над которой работает педагог. Возможно, это будут темы, актуальные для конкретного образовательного учреждения, в котором работает слушатель.
К одной теме может быть подобрано несколько научных источников, которые слушатель планирует изучить. Проставляются примерные даты изучения той или иной темы, а после делаются отметки о выполнении запланированной работы. В графе «Примечания» отмечается, что особо заинтересовало педагога, а если тема или источник не отработаны, то ука-зывается причина.
Тезаурус – это идеографический словарь, в котором показаны семантиче-ские отношения между лексическими единицами. Тезаурус позволяет установить смысл незнакомого термина, уточнить предмет рассмотрения, составляется также по теме (темам) актуальным для слушателя. Также возможно представление тезауруса в табличной форме.
Диагностические и обучающие методики, разработанные под руководством Т.Г. Браже, являются одной из эффективных форм диагностики профессиональной компетентности педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений.
Главный принцип всех заданий – направленность на прямое практическое использование в процессе обучения. Их характеризует также разнообразие типов задач, воспроизводящих различные виды практической деятельности педагога, значимые для получения высоких результатов обучения. Выполнение педагогом предложенных заданий позволит ему подняться на новый уровень понимания своей деятельности и совершенствовать ее, повысить свою квалификацию, так как диагностическая и самодиагностическая функция заданий оказывается важным элементом осознания педагогом уровня своей профессиональной компетентности.
Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов, литературы по теме. Это – самостоятельная научно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Тематика реферата определяется самим аттестующимся педагогом. Прежде чем выбрать тему реферата автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел поработать, более глубоко ее изучить.
Изучение и обобщение передового опыта рассматривается в психолого-педагогической литературе как неотъемлемая составная часть любого педагогического исследования, как метод и как особый вид исследования, направленного на выявление и пропаганду достижений педагогов.
Изучение передового педагогического опыта носит аналитический характер и представляет собой процесс сбора информации, расчленения ее на составляющие элементы, их оценку с точки зрения педагогической эффективности, выяснения функции каждого выделенного элемента в целостном педагогическом опыте.
Обобщение передового опыта предполагает выводы как итог проведенного анализа отдельных факторов, явлений, раскрывающие связи между явлениями, противоречие, на разрешение которого направлены поиски педагога. Объектом исследования может быть какая-либо актуальная проблема.
Работа в жанре «Групповая презентация» может быть представлена на защиту педагогами и руководителями образовательных учреждений, претендующих только на I категорию. Группа, выбравшая жанр «Групповая презентация», формируется на основании выбранной единой темы.
Практико-ориентированный проект предлагается для выполнения работникам образования, претендующим на высшую категорию.
Практико-ориентированный проект представляет собой специальным образом оформленную детальную разработку определенной проблемы (или технологии ее решения), нацеленную на достижение позитивного практически значимого результата.
Реализуя практико-ориентированный проект, аттестующийся педагог может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности (все или некоторые):
– преподавательская;
– производственно-технологическая;
– методическая;
– научно-исследовательская;
– социально-педагогическая и (или) воспитательная;
– организационно-управленческая;
– культурно-просветительская;
– коррекционно-развивающая.
Крайне желательно, чтобы замысел (отраженный в целях и задачах) практико-ориентированного проекта предусматривал возможность реализации проекта к моменту защиты (хотя бы на уровне предварительных результатов). Возможен также вариант представления предполагаемых результатов в виде четкой формулировки диагностично поставленных целей.
Авторские программы, создаваемые с сохранением основных целей существующих программ, могут быть направлены на творческую переработку и адаптацию их содержания к таким особенностям детских коллективов, как:
– определенный уровень психофизиологического развития детей (специальные коррекционные классы, классы для одаренных детей и т.д.);
– ориентация на получение профильного образования (профильные классы, школа народных ремесел и др.);
– социально-бытовые условия проживания (детский дом-школа, интернат, медицинское уч¬реждение, воспитательная колония и т.д.);
– этнокультурная принадлежность (национальная школа, конфессиональные предпочтения родителей и т.д.);
– дифференциация по половому принципу (женская гимназия, профессиональные лицеи и т.д.) и др.
Авторская программа должна соответствовать требованиям, излагаемым в Законе РФ «Об образовании», Типовых положениях об образовательных учреждениях, Федеральном и региональном компонентах государственных образовательных стандартов данной образовательной области, Санитарно-гигиенических нормах для детей соответствующих возрастных групп (СанПиН).
Педагогическая технология. Описание технологии является формой фиксации всех основных ее характеристик, делающей возможным ее воспроизведение. Концептуальная часть рассматривается с позиций новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности. Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
В процессуальной характеристике прежде всего определяются целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.
Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
Главными критериями оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к педагогу, учащемуся и общественно-родительскому контингенту.
Программы элективных курсов (в рамках профильного обучения) или курсов по выбору (в рамках предпрофильной подготовки). В рамках введения профильного обучения предполагается формирование нового содержания образования, обеспечение его вариативности. Данные изменения достигаются за счет разработки элективных курсов. В 10-11 классах элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.
На этапе предпрофильной подготовки элективные курсы (курсы по выбору) призваны поддерживать зарождающийся интерес у девятиклассников к той или иной дисциплине, помочь им сделать правильный выбор профиля обучения в старшей школе.
Эти обязательные курсы по выбору, предлагаемые школьникам, должны не столько удовлетворять запросы и развивать способности в определенной области познавательной деятельности, сколько выявлять интересы, проверять возможности каждого ученика. Поэтому многие курсы по выбору в период предпрофильной подготовки должны иметь развивающую, деятельностно-практическую направленность.
Педагогическое исследование. Под исследованием понимается (В.И. Загвязинский, С.А. Гильманов) сложная, целенаправленная, аналитическо-синтетическая, берущая из практики и к ней возвращающаяся, интеллектуальная познавательная деятельность, характерным признаком которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами.
Исследование преследует две цели:
1. Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но позволяют ответить на ряд нерешенных вопросов. Нельзя полагать, что выводы, сделанные на основе теоретических исследований, будут окончательными.
2. Проверка и подтверждение определенных фактов или теоретических положений. Проверка данных – это непременное условие достоверности и научной обоснованности результатов.
Источники педагогической проблематики чрезвычайно многообразны и имеют самую различную природу. Объяснение этому простое. Педагогический процесс связан прямо или косвенно почти со всеми видами общественной деятельности: идеологической, экономической, научной, правовой, экологической и др. Все виды деятельности в большей или меньшей степени проецируются в содержание формы и методы педагогического процесса и, следовательно, в проблематике педагогической науки.
Таким образом, мы считаем, что внедрение портфолио как формы оценивания учебной деятельности педагога в практику повышения квалификации позволит:
— запустить механизмы адекватного и гибкого реагирования на быстрые изменения в общем образовании, устранить отставание от актуальных запросов школ, школьных команд и отдельных педагогов;
— устранить закрытость системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников системы общего образования и выработать эффективные механизмы влияния потребителей на качество предоставляемых образовательных услуг;
— устранить преобладание типовых программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, ориентированных на ЗУНовский подход к содержанию образования, а также традиционных форм и методов их освоения, не позволяющих овладевать эффективными способами решения задач развивающейся профессиональной деятельности;
— разработать механизмы для обеспечения индивидуализации дополнительного профессионального педагогического образования;
— внедрить в системе механизмы эффективного использования инновационного потенциала педагогов и руководителей-практиков, являющихся лидерами образования, для повышения эффективности подготовки кадров;
— обеспечить адекватную связь профессиональной переподготовки и повы-шения квалификации с аттестацией работников системы общего образования, что не позволит результатам повышения квалификации влиять на размер заработной платы педагогов и руководителей системы общего образования;
— определить эффективные механизмы обеспечения государственных гаран-тий прав работников системы общего образования на повышение квалификации и переподготовку в соответствии с образовательными программами и стандартами системы дополнительного профессионального образования.
Литература
1. Голуб, Г. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г. Голуб // Школьные технологии. – 2005. — № 2-4.
2. Калмыкова, И. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности / И. Калмыкова // Образование в современной школе. – 2002. — № 5. – С.23.
3. Лизинский, М. Портфолио как учет и портфолио как средство воспитания / М. Лизинский // Зам. директора по воспитательной работе. – 2005. — № 3. — С.87.
4. Лобода, Ю. Метод портфолио как метод оценивания результатов обу-чения / Ю. Лобода // Педдиагностика. – 2005. — № 4. — С.71.
5. Новикова, Т. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта. / Т. Новикова — М. : АПК и ПРО, 2003.
6. Прутченков, А. Ролевая игра «Портфолио», или папка личных достижений ученика / А. Прутченков // Методист. – 2005. — N2. — С.11
7. Прутченков, А. Типичные ошибки и затруднения при формировании портфолио в практике российской школы / А. Прутченков // Методист. – 2005. — N6. — С.33.
8. Сулейманова, З. Портфолио учителя / З. Сулейманова // Зам. Директора по воспитательной работе. – 2005. — N3. — С.8.
9. Федотова, Е. Зарубежный опыт использования портфолио / Е. Федотова // Методист. – 2005. — N5. — С.27.
10. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания // Практика административной работы в школе. – 2005. — N5. — С.20.